Семья vs школа

Семья vs школа

Беседу с Сергеем Чернявским ведёт Татьяна Плотникова.

Сергей, расскажите о себе, чем вы занимаетесь?

Моя основная деятельность — тренерская, я создаю обучающие программы. Начинал с темой «Бизнес с нуля», затем обучал переговорам, управлению бизнесом, всё это время веду тренинги «Сила в балансе» для тех, кто хочет изменить что-то в жизни принципиально — в делах, в отношениях, в стремлениях. Затем был проект «Стратегия страны: главное — дети», где я выступал в роли партнёра и ведущего с темами подготовки к родам, родовспоможению, послеродовой деятельности, воспитания детей. Позже запустил проект «Городская экобомба», когда в сотне городов России, Казахстана, Беларуси были высажены саженцы хвойных деревьев.

Ваш новый проект — «Семейное образование». Почему?

Наши дети на семейном образовании, уже есть хороший накопленный опыт. Кроме того, я считаю, что нужно растить новое поколение — мы в каком-то смысле бракованные, и этот брак из нас очень сложно выдавить. Если какие-то единицы людей это понимают и пытаются что-то изменить, то в общей массе ничего не меняется. И даже само время, сама ситуация с пандемией даёт некий шанс донести до людей, что если мы по-другому воспитаем своих детей, они будут иначе смотреть на жизнь, принимать иные решения, и это единственный шанс повлиять на будущее.

Какие цели вы ставите перед собой в этом проекте?

Есть родители, которые хотели бы по-новому учить своих детей. Но есть ещё и люди, которые хотят более широко влиять на людей, которые могут нести в массы методику обучения детей, предлагать её близким, родным, создавать сообщества, родительские клубы. Таким образом, будет появляться больше возможностей и путей перехода на семейное образование.

У людей много страхов, они не знают, что делать, хотя уже даже учителя в школе предлагают переводить детей на семейное образование, и такие сообщества могли бы помогать людям делать этот переход более мягким.

Что лежит в основе вашего проекта?

В основе лежит опыт обучения других людей, предпринимателей, и понимание того, что людям нужно — какие навыки, способности, какие знания — и как эту методику нужно выстраивать, чтобы она была скоростной и правильной в смысле раскрытия талантов детей. И мой практический семейный опыт.

С чего начинался проект семейного образования в вашей семье? У вас у самого есть дети, и однажды перед вами встал вопрос, вести ли ребёнка в обычную школу. Как вы на него ответили?

Этот вопрос подняла жена, как женщина, она больше беспокоится и переживает об этом. Он возник за год до того, как нужно было вести первенца в школу. И до этого мы много обсуждали тему обучения детей, искали альтернативу обычной школе, склонялись к семейному образованию. Но представления о том, что такое «семейное образование», не было. 

Было некоторое количество альтернативных школ, были люди, которые об этом говорили, были какие-то инструкции, но мы не нашли опыта, где человек от начала и до конца прошёл семейное образование, научил детей, и потом они как-то в жизни определились. Такое положение вещей побудило меня искать другой подход, не такой, как в школе.

А что не устраивало в школе? Почему возник этот поиск, не на ровном же месте?

Ко мне приходит много людей на тренинги за какими-то знаниями, умениями в управлении, в бизнесе, в переговорах — на это есть запрос на рынке труда, а система образования не удовлетворяет этот запрос: и школа, и вузы делают всё, что угодно, но только не это.

И далее я просто разобрал школьную программу — по навыкам, по способностям, по знаниям, которые в школе даются — и понял: школа мало того, что не дает нужных в жизни знаний, не тренирует нужных навыков, она ещё и не раскрывает способности, необходимые для жизни человека, например, быть гибкими или наоборот устойчивым в кризисных ситуациях, или создавать, находить сильные решения. Постановка целей, поиск путей их достижения, создание образа действий — эта способность, которая у нас есть, в школе из человека как ножницами вырезается.

Вы говорите, что школа не даёт человеку того, что нужно для успешной жизни, для его реализации. Тогда что же она даёт? 

Есть целый ряд вредных убеждений, которые прививает школа.

Например, первое вредное убеждение: голые знания имеют ценность. А по сути, в школе даже не знания даются, а информация — без применения, без практики, без привязки к жизни и так далее. Сознание детей загружается ненужным хламом, который потом никуда не девается — набор образов, картинок, которые к образованию никакого отношения не имеют. Этот бесконечный процесс — просто потребление информации. В школе учат потреблять, но не учат создавать.

Еще одно убеждение: учитель всегда прав. Ребёнок не может спросить: «А зачем мне это нужно? Каким образом это мне в жизни пригодится? А если не получится, тогда что?»

Следующее убеждение, которое очень влияет на ребёнка и отражается на всей дальнейшей жизни: ему внушают, что внешняя оценка важнее, чем его собственная внутренняя, и он всю жизнь потом зависит от внешней оценки — что подумают, что скажут. Для него любая ошибка — это плохо, и люди всю жизнь боятся совершать ошибки, особенно мужчины. Притом ещё и женщины их оценивают. 

Школа является поставщиком клиентов для индустрии медицины. Потому что в школе не решается задача здоровья — детям для их роста нужно очень много двигаться, кровь по жилам гонять, тело очищать, кушать, воду пить, и этот процесс должен быть живым. А в школе этого нет, поэтому, по сути, здоровье детей уничтожается, из школы выходят больные дети, со сколиозом. 

Школа готовит идеальные кадры для общества, несущегося в пропасть. Не воспитываются кадры для того, чтобы  изменить тенденции в экологии,  для того, чтобы повлиять на будущее в лучшую сторону. Нет кадров — это одна из самых больших проблем. Система выстроена вредительски. И кадры в эту систему поставляются соответствующе. 

С чем сталкиваются родители, которые определили для себя, что школа им не подходит для образования детей?  Ведь это же страшно?

Да, родители, желающие перейти на семейное образование, сталкиваются с типичными страхами. Например, страх осуждения окружающими. Или страх, что получится хуже, чем в школе. Страх перед законом — ведь государство может спросить тебя: а что ты там делаешь со своим ребёнком? Ну-ка, обеспечь ему необходимые условия, чтобы все поняли, что всё нормально…

Родители не понимают, что делать и как делать, и часто просто приносят школу домой. Мы тоже с этим столкнулись. И в какой-то момент начали подтягивать готовый образец обучения детей — тот, который сами прошли.

В школе же легко — там готовые методички спускаются, учителя сами как винтики этой потребительской системы, ничего не придумывают, не разбирают, просто выполняют инструкции, которые им дают, и транслируют это на детей.

И получается, что родитель, который вдруг осознал, что он несёт ответственность за ребёнка, и начал искать какую-то иную систему образования, помимо страхов ещё столкнется с вопросами: а чему учить ребёнка? 

Все это действительно кажется очень сложным. Как же выбираться из этого вороха страхов, вопросов и проблем, когда кажется, что у тебя пустые руки?

Просто ставить эти вопросы перед собой и отвечать на них. Мы тоже три года назад перед собой их ставили и отвечали, выработали свой подход — и сейчас помогаем другим родителям найти свои ответы на стоящие перед ними вопросы.

Скажем так, есть два направления обучения: академическое, то есть те предметы, которые необходимо сдавать по закону, проходя аттестацию, и практическое, которое предполагает формирование у детей навыков, необходимых в жизни. 

Кроме того, нужно сформировать у детей некий исследовательский подход, помочь им разбудить «поисковичок», который у них спрятан внутри. Они же дети, они нацелены на развитие, изучение, на исследования, на «потрогать-полизать- пощупать» и так далее. Вот именно это и нужно как-то развивать.

Было бы хорошо, если бы ребёнок видел, что происходит у него в голове, какая цель сейчас перед ним стоит и как он её там крутит, вертит, пытается решить, придумывает, как эту цель достичь. 

Как же это делается на практике? 

К примеру,  мы с женой обсуждаем решение какой-то задачи, ищем варианты, набрасываем идеи, пытаемся понять причины — и всё это происходит при детях, а где-то они ещё участвуют, мы можем их включать в какие-то дела, касающиеся их, и тогда у них происходит некий процесс думания, рассуждения, видения причинно-следственных связей. Для них это становится само собой разумеющимся, они в такой среде живут.

Хорошо, что их родители это всё умеют. А как быть тем родителям, которые вдруг обнаружили,  что хотели бы ребёнка научить жить, но сами не умеют?  Им же проще закрыть глаза и отдать ребёнка в школу? 

Важен подход к процессу обучения — родители просто начинают шаг за шагом, ведь их никто не торопит, над ними не висят учителя с наказаниями и оценками, они начинают это внедрять в своей семье.

Я нацеливаю людей, которые ко мне приходят, на то, чтобы интерес к жизни, который в школе уничтожается, способность к исследованиям снова пробудились у детей, и есть какие-то вехи, чтобы двигаться дальше. Например, мы используем рефлексию — это очень хороший приём. Ты ошибся — отрефлексировал, и в следующий раз эту ошибку уже не допустишь.

Есть ещё вопрос, который часто задают родители: а как же вы будете социализировать ваших детей?

Социализация — это один из страхов семейного образования. Никто не знает, что это такое, но все требуют, чтобы она была. А если посмотреть на неё внимательнее?

Нам точно нужна такая социализация, мы точно хотим ходить все в масках, строем, иметь потребительские ценности и ускоряться по пути к пропасти?

Наши дети без проблем общаются с другими детьми. Они не увлечены гаджетами — а ведь дети повсеместно сейчас в них сидят.

Сейчас даже больше стоит вопрос о том, как защитить детей от социализации, от той социальности, которая их окружает. Это вопрос безопасности их голов, их душ, их духа. 

Спасибо за беседу, Сергей, надеюсь, ваш опыт поможет многим родителям повернуться в сторону семейного образования.

Иллюстрация: Xavier Mouton / unsplash.com

Сергей Чернявский

Предприниматель, автор и ведущий обучающих программ по созданию и развитию бизнеса, основатель экологического движения «Городская Экобомба». Автор и ведущий проекта «Стратегия страны: Главное — дети». Автор скоростной программы самоисцеления, самоправки «ТонкаяГимнастика». Отец 4-х детей.

2 Comments

  1. У меня половина участка засажено саженцами из Экобомбы. И только теперь узнала, благодарю кому.
    Про обучение очень необходимая статья. Потому что актуально до остроты. И вопрос «чему обучать детей?» приходится постоянно пересматривать и корректировать. Это и правда ещё почти не хоженый путь, на нём много вопросов и ответственности и очень нужны люди, которые могут по нему идти и вести за собой других.

    • Алёна, саженцы сажали, сажаем и будем сажать). А по-поводу образования, согласен, пора создавать своё, семейное образование — отличное от существующего в системе.

Добавить комментарий

Your email address will not be published.