Батавская слеза

Батавская слеза

Её ещё называют «капля принца Руперта». Она получается, когда расплавленное стекло капают в холодную воду. Капля становится настолько прочной, что если её положить под пресс, она вомнётся в металл. Но стоит надломить её кончик, как она буквально взрывается множеством мельчайших осколков стекла.

Человек, получив такую каплю опытным путём, может вытащить из этого явления множество знаний.

Какое это может быть знание?

Например, он увидит, что хотя это и капля, но она каменная. И тогда он поймёт, что в камне —  в земле — скрыто чистое качество воды, но в твёрдом виде. Он захочет узнать: а не скрыт ли в земле и огонь? Предполагая, что скорее всего, так оно и есть, он начнёт делать эксперименты и обнаружит пьезоэффект: если к кристаллу кварца приложить электрическое напряжение, то произойдёт деформация кристаллической решётки и изменение размеров кристалла. И наоборот, если механически деформировать кристаллическую решётку, то на её поверхности возникает электрическое напряжение. И тогда такой исследователь захочет узнать: а не скрыт ли в земле также и потенциал воздуха с его качеством лёгкости? Он начнёт делать эксперименты, и вскоре кристалл кварца начнёт у него левитировать.

В одном обнаруженном естественном эффекте человек способен обнаружить и другие — как закономерности определённых своих действий. Очень важно, что познаёт он при этом не некое «объективное знание», а именно закономерности своих действий. Так он знакомится со свойствами окружающего его мира — для себя, для того, чтобы освоить этот мир, сделать его своим, вобрать его в себя, стать им. Чтобы пошевелив своей конечностью правильным образом, он мог бы запустить в мире нужные ему процессы с определённым, заранее известным ему результатом.

Познавая эффекты мира, человек обретает могущество над ним, а затем, сам став этим миром, познаёт другие миры.

Если же человек не познал эффекты даже своего собственного тела, которое окружает его со всех сторон как субъекта, стоит ли ему познавать другие миры?

Какой эффект будет наблюдаться в жизни человека, если, не познав возможности своего тела, он будет исследовать своё жильё?

Или, не познав возможности своего тела и жилья, он будет познавать возможности внешней природы вокруг дома?

Или даже, не познав возможности ни тела, ни жилья, ни внешней среды вокруг дома, он начнёт познавать эффекты природного пространства вдали от него?

Это подобно ситуации, когда младенец ползает по бескрайнему лесу — со всеми его болотами, оврагами, дикими зверями, духами и бог его знает с чем ещё, и рассматривает, как забавно шевелят усиками маленькие букашки.

Чем в большей степени проявляется жадность человека к новой информации, и при этом игнорируется то, что он уже имеет, тем больше он ослабевает, деградирует и развивает у себя младенческий инфантилизм. Сейчас человечество активно занимается именно этим.

Понятно, что до конца познать способности и возможности нашего тела невозможно, и это, конечно, не должно останавливать нас в познании чего-то более внешнего. Но, также нельзя забывать, что возвращение к познанию более близкого к нам окружения, более принадлежащего нам, чем окружение дальнее, позволит обрести не просто новую интересную информацию, а могущество нашего небольшого мира.

Могущество небольшого пространства нашего тела может начать приходить к нам, если мы хотя бы обратим внимание на то, что, действуя внутри своего тела, мы думаем на уровне лба, на уровне лица — чувствуем, на уровне горла — выражаемся, на уровне груди — выстраиваем отношения, на уровне солнечного сплетения —  достигаем желанного, на уровне живота — гармонизируем и уравновешиваем, на уровне таза — чуем и боимся, на уровне бёдер — владеем и накапливаем, на уровне колен — демонстрируем себя окружению, на уровне голеней — договариваемся о взаимной выгоде, на уровне ступней — расстаёмся с тем, что должны отдать.

Такой подход к нашему телу, как шкале уровней действий, или функций, я назвал LiveDevice. Он даёт могущество. А пример с Батавской слезой — это просто интересная информация.

Иллюстрация: Mg3kc at English Wikipedia

Олег Бокачёв

Основатель собственного направления системного анализа. Более 20 лет специализируется на исследовании универсальных принципов фрактальных систем. Является продолжателем традиции недуалистического направления философии. Автор трёх книг и более 100 статей и аналитических исследований.

Добавить комментарий

Your email address will not be published.