Семья: коллапс и выход

Семья: коллапс и выход

Хотелось бы поговорить о проблеме разводов — её истоках и путях решения… Даже не так. Не о проблеме: с моей точки зрения, ситуация сегодня — это настоящий коллапс отношений. По данным Евростата за последние пятьдесят лет число разводов увеличилось вдвое, а число заключённых браков более чем вдвое уменьшилось. По сути же, можно сказать, что доля разводов значительно превышает 100% — люди создают и разрывают семейные узы по нескольку раз за жизнь… 

В недавнем исследовании Современные отношения. Деградация или развитие? Вы как раз анализируете эту закономерность и пути выхода. Давайте начнём с вопроса, как случилось, что мы за столь короткое время разучились выстраивать и сохранять отношения?

Резко изменился главный принцип семьи — принцип главы семьи, — он стал другим.

Что именно произошло?

В главе семьи перестали видеть её стержень, основу, базу. Пока мужчина был главой, женщина принимала его решения. Мужчина больше зарабатывал, а во многих семьях он был единственным кормильцем. Хотя в наших странах в советское время женщины тоже зарабатывали, как могли.

Сейчас со всех сторон слышно о самореализации женщин, есть много хорошо организованных и, на мой взгляд, агрессивно настроенных структур, защищающих права женщин. Заключена ли одна из причин изменения главного принципа в семье в воздействии внешней среды?

Да, это так. Семьи находятся в окружении активных сообществ, деструктивно влияющих на мужчин, на женщин в семье и даже на их детей. Все они уводят из семьи мужей или жён, привлекая в свои союзы, как в альтернативу семье. Семья оказывается среди гораздо более мощных сил, чем она сама. Кроме того, у целых поколений потеряны знания о том, что такое семья, какой в ней смысл и ценность, даже на уровне ощущений.

Государство, в соответствии с Конституцией, должно защищать семьи, но как и от кого? Даже тут нет знания — в законодательстве РФ, например, нет чёткого определения семьи. В последние годы всё больше можно наблюдать «защиту» женщин от мужчин, а детей от родителей.

Что сейчас происходит по сути?

Понятие «эмансипация» происходит от лат. emancipatio — освобождение сына от отцовской власти. У большинства людей слово «эмансипация» ассоциируется с освобождением женщины, а реально — это освобождение сына из-под влияния отца. Получается, что женщины организовались, чтобы нивелировать влияние отца и таким образом самим уйти от отцов и забрать своих детей у мужей, чтобы ни в коем случае не позволить править отцам. То есть это борьба за детей против патриархальности, против продолжения Рода человеческого. Автоматически это означает наступление матриархата, потому что безвластия быть не может.

Фактически, сторонники эмансипации призывают: «Люди, давайте воевать против Отцовства как такового, включая Бога Отца!». Они этого даже не скрывают, открыто декларируя свои намерения. Обычное невнимание к понятиям приводит к тому, что в большинстве своём люди вообще не понимают, что им прямо говорят, что некое общество называется «Давайте заберём сына у отца». Они уверены, что организация борется за права женщин.

Каждое объединение, любые силы заинтересованы в выживании за счёт окружения. Государство забирает женщин из семьи, чтобы они работали на него, а не помогали мужу. Общества, отстаивающие эмансипацию, заинтересованы, чтобы им, а не союзу с мужчиной, женщины отдавали свои голоса и внимание. Школа обязывает детей концентрироваться на заучивании никому не нужной информации, не оставляя ребёнку времени на то, чтобы он мог перенимать от отца профессиональные навыки в деле.

Я бы сказал, что на семьи, лишая их защитника, открыта настоящая охота организаций, разрушающих Род, чтобы не было его продолжения. 

Относятся ли сюда же организации, пропагандирующие всевозможные сексуальные отклонения?

Да, если Род разрушен, приходит время власти у-родов — людей, удалённых от Рода, направленных против Бога.

Известны ли Вам инстанции, которые реально помогают семье?

Не знаю таких. По-настоящему семьи не защищает никто. Более того, все вокруг пропагандируют семью без главы. А если в структуре нет главного, то она становится подобной медузе — низшему существу без позвоночника, в то время, как вокруг множество акул, разрывающих семьи на части, забирающих их членов к себе: ребёнок идет в ночной клуб, отец — пить в гараж, а женщина — в бизнес. Все расходятся по своим углам и туда, где им интересно. А в семье что? Обыденность и скука. Если в политической партии человек получает влияние и власть, в коммерческой организации — опыт силы денег, то что может его удержать в семье, в которой нет ни цели, ни смысла, ни своего дела, ни ресурсов? Осталось только слово «семья».

Какое-то время назад дети ещё оставались объединяющей силой. Считалось, что они — святое, что мы живём ради них…

Сейчас уже никто так не считает.

Тогда какой должна быть семья? 

В семье должен быть глава. Семья, где нет лидера, распадётся автоматически. Лидер, он же глава семьи, заботится о ее целостности, предотвращает разрушающие её тенденции, принимает решения и организует семейное дело так, чтобы была стабильность и независимость от работы по найму. Как и любой другой союз, семья должна иметь миссию, цель, стратегию развития, задачи, обеспечение, запасы, позволяющие жить и быть полезными обществу. Семья — это очень конкретный деловой проект, а любое дело требует руководителя, способного заниматься созданием некой ценности. Такой ценностью могут быть либо ресурсы, либо продукт, либо поставленная цель, либо знания, усиливающие лидера. Остальные члены семьи помогают ему, собираясь вокруг него как спутники вокруг солнца.

Семья создаётся, как минимум, для продолжения того же благосостояния. Это — самое примитивное, но сделать это надо — хотя бы передать детям то, что накапливалось какое-то время. Если мы возьмём семью выше по уровню развития, такая семья уже будет передавать своим детям производство, а не только накопленные материальные ценности. Важно, чтобы семейные традиции жили и в детях, чтобы они продолжали дело главы семьи, иначе зачем их рожать? Но если цели главы нестабильны, то и семья будет нестабильной.

Многие родители с гордостью говорят, что их дети — свободные люди и вольны решать сами за себя. Это ошибка?

Да, и она потому и возникла, что разрушен принцип главы семьи.

Как конкретно начинать исправлять ситуацию?

Начать бить тревогу. Кто запаникует первым, тот и есть лидер. Если семья на грани разрушения, но никто не паникует — она на пути к деградации и развалу. Обеспокоенный ситуацией лидер, осознавший, что сам не справится, должен обратиться к знающему человеку с просьбой помочь спасти тонущий корабль. И если появится спрашивающий, найдётся и отвечающий. Он посоветует главе семьи, за какой объединяющий фактор следует держаться, на какую ценность, которую можно усиливать и культивировать с помощью семьи — ресурс, продукт, цель или смысл — нужно опереться.

Ресурс, продукт — понятно. А что может стать целью?

Например, домик у моря. Вокруг такой цели объединяется вся семья: есть глава, есть цель, есть картинка, которую он для всех рисует. Дальше всё зависит от силы вдохновения лидера. Он будет пробовать. Если ничего не получится, задастся вопросом: что делать? Возможно, производить и продавать свой продукт. Если он ничего не производит, тогда уже спустится ниже: будет преумножать ресурсы. Поставит перед членами семьи задачу вместе зарабатывать. 

В современной семье оба — и муж, и жена — и так работают и зарабатывают деньги. Разве это не уровень семьи, ориентированной на ресурс?

А кто из них глава? Кто руководит семьёй как общим бизнесом? Если оба, тогда у них не семья-бизнес. Они просто где-то служат: один пошёл направо, второй — налево, вечером сносят деньги в одну квартиру и обмениваются информацией: «Я на паперти стоял. Вот столько заработал. А ты?» «А я на балалайке играла». Как правило, такие бизнес-партнёры больше любят проводить время с сослуживцами, чем общаться с семьёй.

Получается, что первым конкретным шагом к укреплению семьи могло бы стать именно совместное предпринимательство?

Конечно. Но без главного в семье всё равно не обойтись. Кто-то должен быть старшим партнёром. На равных они не смогут договариваться даже по мелочам. Или же придётся каждый раз привлекать третью сторону, которая будет следить за выполнением их равного договора. Начать можно с минимального неравенства: назначить того, кто будет отвечать за развитие бизнеса.

Смогут ли деньги быть объединяющим фактором долго?

Ощущение развития в семье будет укрепляться по мере увеличения дохода, но до определённого времени. Пока преодолеваются начальные трудности, это будет нравиться.

А что потом?

Да, потом встанет вопрос: что дальше? И тогда главе семьи предстоит решить, в какой вложиться продукт.

Появление желания производить что-то — это естественный и закономерный следующий этап развития семьи?

Да, так как перечисленные нами объединяющие факторы: ресурс, продукт, цель и смысл — иерархичны, представляют собой весь диапазон роста человека снизу вверх. Если говорить о нашем теле, как о мерной линейке, то ресурсу соответствует диапазон тела от ступней до коленей, продукту — от бёдер до живота, цели — от талии до груди, смыслу — от горла до темени. Поэтому, если семья начала свой путь развития с накопления ресурса, следующим уровнем станет производство продукта в семейном деле.

А если потребность более высокого уровня, чем деньги, не возникнет?

Вспомните семьи, которые копили деньги, покупали всё больше и больше — недвижимость, машины и прочее. Этот процесс имеет пределы. В итоге люди, как правило, задумываются: что дальше?

Для кого-то имущество так и останется единственным объединяющим фактором, а его излишки перестанут идти на пользу и начнут разрушать семью изнутри — повзрослевшие дети ссорятся, развращаются и тому подобное.

Если глава семьи вовремя почувствует, что развитие пошло «вширь», а не «ввысь», то велика вероятность, что он всё же станет искать более высокий объединяющий фактор. Часто бывает, что люди, заработав достаточно денег, вкладывают их в какое-то производство как в более надёжный бизнес, который в дальнейшем смогут сохранить и развить.

И выходят на новый виток трудностей…

Если в семье есть глава, то все трудности, которые она преодолевает, способствуют её укреплению, росту и развитию. Вступив в следующий этап и начав заниматься собственным продуктом, её члены столкнутся с проблемами нового порядка, а значит, снова будут заняты чем-то развивающим. На новом витке потребуется уже не только материальная база, но и умение искать и нанимать нужных специалистов.

Может ли этого объединяющего фактора хватить на всю жизнь, чтобы семья сохранилась?

Кому-то хватит, а кто-то поднимется выше. Ведь на рынке существует конкуренция, и естественно желание стать первыми, лучшими. Для этого потребуется создание ядра компании — команды, способной решать стратегические вопросы, выполнять сложные задачи. Важнее продукта может оказаться процесс влияния на рынок. 

У них появятся новые общие цели, общие конкуренты. Это сплачивает. В любом случае, организация должна не только иметь главу, но и централизованное управление, чтобы не снижать эффективность. Дети, чувствуя за отцом силу, как правило, подключаются к работе. А куда деваться, когда отцу нужны свои верные помощники? Лучше же привлечь своих, чем нанимать посторонних.

И когда такая структура достигает точки насыщения и требует продвижения на следующий уровень?

Со временем важнейшей ценностью, которую передают из поколения в поколение, становится знание. В семье появится тот, кто отвечает за его накопление и сохранение. Необходимость передачи знаний потомкам возникнет естественно, чтобы структура не умерла с уходом предыдущего поколения.

Это знание вечных жизненных принципов, которые помогают в управлении, производстве, мобилизации народа, к тому времени уже сильно разросшегося. Поэтому объединение вокруг знания становится высшим достижением.

Но, опять-таки, надо помнить, что всё начинается с главы. Вокруг множество сильных структур, для набора себе кадров разбирающих на части семьи, прежде чем они успеют организоваться.

Эти четыре уровня развития семьи аналогичны четырём кастам общества, существовавшим в прошлом?

Точнее сказать, что раньше общество основывалось на знании, поэтому все уровни автоматически выстраивались правильно. Были знающие наставники, правитель и руководители, правильные ремесленники и торговцы.

Есть ли шанс у такой модели быть воплощённой в современном государстве, чтобы отдельным семьям не приходилось всё время преодолевать сопротивление среды?

Государство — это не субъект, в нём нет субъекта, который думает. Государство — это система, которую кто-то построил, и мы даже не знаем, кто именно, но это точно те люди, в чьей власти она находится. Все остальные не могут её менять, просто не в силах это сделать, так как сами пребывают внутри системы и под её контролем. Странно, что за какие-то бумажки группа частных лиц покупает весь мир, и тем не менее, сломать данную систему никто не в состоянии. Так что задача восстановить принцип главы может быть посильна человеку только в рамках его семьи, но не в масштабе человечества или даже страны.

Да уж… Поискала в Интернете определение монократической формы правления, и первое, что выдал Google: «Для такой государственной власти характерна закрытая тоталитарная система, власть закрыта для давления на неё со стороны заинтересованных групп, тем более что подобные попытки могут встретить суровую расправу».

Достаточно негативное представление, при том, что сам Google вполне можно считать формирователем общественного мнения…

Именно. В наше время эта проблема может решаться только на уровне индивидуума. Более высокий, более масштабный фрактал — уровень государства — зажат в тисках тенденции, которая продолжится и в будущем. Нет никаких знаков, говорящих в пользу позитивного перелома.

Что касается отдельной семьи, то для начала она может управляться принципом децентрализации, где центр — главой семьи, на которого сильно влияет периферия — женщина. С развитием семьи, её ресурсов и продуктов, с постановкой главой семьи конкретной цели, управления становится централизованным. Двигаться к монократическим отношениям — обязательное условие сохранения семьи, так как глава может организовать её так, как нужно. К счастью, государство пока не запрещает неравные отношения в такой степени, чтобы этому помешать, а глава семьи способен договориться со всеми её членами.

Но разве современное государство не угрожает семье? Через защиту от домашнего насилия и защиту прав детей оно обращается к самым слабым членам этой ячейки — женщинам и детям, — чтобы проникнуть внутрь.

Да, это так. Но если женщина помогает мужчине и идёт за ним, то и ребёнок тоже будет склонен помогать отцу. Ждать от государства помощи семье не следует, лучше постараться минимально быть с ним связанной. Особенно не пристало женщине регистрировать отношения с порочной и неблагоприятной для семьи системой, «защищающей её права» от её же мужа. Наоборот, жена должна всецело доверять мужу, который и будет защищать её и всю семью, в том числе и от государства. Спасение утопающих — дело рук самих утопающих.

Беседу с Олегом Бокачёвым вела Мария Титце.

Иллюстрация: Alexas_Fotos / pixabay.com

Олег Бокачёв

Основатель собственного направления системного анализа. Более 20 лет специализируется на исследовании универсальных принципов фрактальных систем. Является продолжателем традиции недуалистического направления философии. Автор трёх книг и более 100 статей и аналитических исследований.

6 Comments

  1. Мне очень понравился «рецепт» сохранения семьи от Олега Бокачева. Возможно, это единственно правильное решение — отец/муж — лидер в семье. Теперь Олегу осталось ТОЛЬКО создать «Школу настоящих мужчин» и научить их быть «правильными мужьями-лидерами». Прекрасная цель для бизнеса. Это не шутка!

    • Валентина,
      да, это отличная идея. Возможно, кому-то удастся её реализовать? Это не шутка 😉

  2. Как понять фразу «не пристало женщине регистрировать отношения с порочной и неблагоприятной для семьи системой»? То есть, не стоит регистрировать брак в ЗАГСе???

    • Ирина,
      да, имеется в виду, что семье, стремящейся к естественным, не обусловленным общественными догмами отношениям, не стоит осуществлять регистрацию в ЗАГСе.

  3. Насколько непроявленна была эта ситуация раньше для меня, настолько же ясно я её вижу сейчас.
    Спасибо Олегу за то, что открывает глаза и показывает выход.
    Спасибо Марии за нужные вопросы, раскрывшие этот вопрос) во всей полноте.

  4. Очень хорошо структурированная статья! Даже мягко вводит просыпающегося обывателя в курс «дела» )

Добавить комментарий

Your email address will not be published.