Уметь читать сейчас так же естественно, как уметь говорить.
Ведь правда же, что если у ребёнка нет патологий речи, то обычно родители не ведут его к специальному человеку, который будет обучать его навыкам говорения — логопеду, невропатологу и так далее. Ребёнок просто слышит родителей, окружающий его мир, который полон не столько пением птиц, сколько голосами дикторов и подобным, и начинает говорить. Так же должно происходить и с умением читать, писать, первичными математическими знаниями.
Конечно, если у самих родителей речь повреждена, или они исключительно молчат при ребёнке, а других источников речи он не слышит, то такой ребёнок заговорит поздно или с искажениями. Но, к счастью, такое почти не случается.
Почему же, умея читать и постоянно пользуясь текстовой информацией, мы отводим детей к специалистам, которые будут обучать ребёнка тому, что мы сами легко и естественно делаем? Или, даже если берёмся обучить ребёнка чтению, делаем это искусственно, по бессмысленным букварям, несодержательным, неинтересным книгам или чужим методикам?
С какого возраста стоит давать ребёнку задачи на счёт, письмо, языки и стоит ли вообще это делать родителям?
А с какого возраста вы начинаете учить ребёнка рисовать? Сажаете за стол и официально объявляете, что начинаете обучение — «сегодня я покажу тебе карандаш»? Надеюсь, что так не происходит. Когда в доме ребёнок, то лист бумаги, краски или карандаши обычно всегда под рукой. Тогда почему для того, чтобы начинать «показывать буквы», нужны какие-то особые условия? Ребёнок окружён буквенной информацией с рождения и для того, чтобы научиться читать, ему уже не нужны отдельные книги-буквари, карточки, кубики, методички. Какой интерес читать специально подобранные умные фразы, которые ребёнку «ни о чём»?!
Достаточно разрешить малышу переписываться в чате с любимой тётей («ку-ку», «я тут», «как ты?»), подсказать, как пишется его имя, для того, чтобы он смог подписать свой рисунок-подарок бабушке, попросить самому набрать в строке поиска название любимого мультфильма и так далее. Вы и не заметите, как ваш ребёнок в 4 года уже будет писать и читать.
Как заинтересовать ребёнка в обучении?
Вы сами не любите делать то, в чём не видите смысла. Почему ребёнку должно быть интересно учиться читать, если в этом он сам не чувствует ни необходимости, ни интереса?
Нельзя учиться ради учёбы. Объяснение, что «это тебе потом пригодится» совершенно не работает. Обучение должно быть практичным — тут же и сразу. Зачем покупать химический пластилин, чтобы организовывать уроки лепки, если можно рядом с мамой слепить из теста фигурку, тут же её запечь и съесть. Зачем нужны модные дорогие игрушки с разными сенсорными поверхностями, если можно случайно рассыпать крупу и так замечательно рисовать пальцами, пока мама её не собрала. Математика — это счёт ступенек на горку, количество фигурок из песка, машинок в гараже или кукол за столом, это деление на дольки мандарина или раскладывание по тарелкам кусков пирога. И таких примеров обучения бесконечное множество. Просто живите со своим ребёнком, общайтесь, будьте к нему внимательны, и никакие специальные игровые методики и технологии подачи и старания заинтересовать учёбой вам не понадобятся.
Как заниматься с ребёнком, обучать его и при этом не уставать и не нервничать?
Чем меньше помогаешь детям, тем быстрее они научатся. Этот простой принцип распространяется на физическое развитие ребёнка: переворачиваться-ползать-ходить; воспитание его моральных качеств: ответственности, самостоятельности; также он применим в получении навыков читать-считать-писать.
На самом деле, достаточно быть «здраво ленивой» мамой, чтобы не напрягаться и получать положительный результат.
Что это означает? Сначала два неправильных пути:
- совсем лёгкий — например, занять ребёнка мультфильмами или компьютерными играми — это, конечно, родителей не напрягает, но явно не здраво;
- второй — стараться стать «правильной» мамой — заниматься с ребёнком по правилам, методикам и расписанию, но это сложно и тоже не нужно ни вам, ни малышу.
«Здраво ленивой» — это занимать время ребёнка правильным досугом. У ребёнка всегда есть масса свободного времени, нужно только подавать ему идеи для его использования. Не сидеть с ребёнком, когда ни вам, ни ему не интересно, и убивать свою и его жизнь на то, что вам обоим в тягость, а иногда вместе, иногда рядом и параллельно делать свою работу.
Как это выглядит на практике?
Пока ты готовишь-убираешь-пишешь-читаешь-работаешь-общаешься с друзьями, всегда можно потратить чуть больше двух минут на то, чтобы найти интересное интеллектуальное задание и дать его малышу для выполнения. Это может быть заготовленная на такой случай книжка, тетрадка с заданиями, лист бумаги и карандаш, обучающая программа в телефоне, блокнот для записей и просто карманное домино или коробок спичек, из которых малыш может строить фигурки, пока вы с подругой выпьете кофе.
Аудиокниги, сказки, «театр перед микрофоном» — прекрасный «мамозаменитель», если вам нужно поработать, а ребёнка в это время можно посадить рядом — с рисованием, лепкой, конструированием. Так он не перегружается мультфильмами, а проводит время с удовольствием и двойной пользой.
При этом я не упоминала массу компьютерных программ, игр, приложений, которые действительно хороши и легко обучают детей чтению, математике, логике. Этот вариант всегда желательно оставлять напоследок, потому что даже самая полезная обучающая компьютерная программа всегда захватывает ребёнка больше, чем самостоятельная работа с книгой или тетрадью. Дать такую игрушку ребёнку — это самое простое, но и отобрать её, переключить на что-то более реальное потом сложно. Поэтому выбор всегда оставляйте за собой и помните, что подходить к тому, что захватывает внимание ребёнка, нужно разумно.
Как обучение чтению, письму, математике происходит на практике, конкретно у вас?
У нас обучение письму, чтению, как и почти всему остальному, мало когда представляется в форме каких-то уроков, специально выделенного для этого времени. Хотя иногда бывают и резко противоположные вещи, когда мы организовываем своим детям уроки-выступления, с «полным парадом», съёмкой на видео и прочим. Но это уже отдельная история.
В обычной жизни это выглядит так: с младшего возраста — ещё до года-двух — дети получают навык письма из рисования. Помните такую шутку — «рисуем любое животное из стандартной заготовки»? Это весело и действительно работает. Когда нужно пережить ожидание или поездку, под рукой всегда найдётся бумага и карандаш, экран смартфона или запотевшее окно. Из одного кружочка, путём дорисовывания разной формы ушей, выходит мишка, заяц, кот, мышь и много ещё чего забавного. Это просто часть досуга, это не прописанная технология к обязательному исполнению, но это же действительно «ставит руку к письму», «развивает мелкую моторику», «делает пальчиковую гимнастику», заменяет специальные и дорогие «пальчиковые краски» и так далее, и тому подобное…
Растём дальше — ребёнок к нашим «мишкам» дорисовывает глаза. Маме при этом — только кружочки штамповать, и вот пару минут свободны — вспомните моё «здраво ленивое» обучение. Со временем задача усложняется, ребёнок дорисовывает лапки-усы и прочее, прочее. И это не считая «цветочков, домиков, машинок». А тут уже явное обучение геометрии, форма фигур, на что уходят часы методических занятий у специалистов-педагогов. И всё абсолютно естественно и не напрягаясь, а наоборот, уходя от скуки и напряжения.
Незаметно приходит момент, когда ребёнок уже подписывает своего зайца первыми корявыми буквами, часто почему-то в зеркальном отражении и с пропущенными гласными. Ну, что ж, пока так. Зато сам захотел, спросил, написал. Кстати, если сейчас нашу дочь Иванку, ей 4 года, попросить что-то написать, то она напишет слово почти одними согласными: «врнк» — это вареник.
В общем, пишем и читаем, когда нужно написать и прочитать, а не когда садимся за урок письма и чтения. Пишем везде, когда есть желание и интерес: пальцами на стекле, мелом на асфальте, палочкой на песке… даже складываем буквы из тяжёлых гантелей старших братьев, если возник вдруг такой интерес.
Как можно чаще прочитываем с ребёнком тексты, которые его окружают, спрашиваем «Что тут написано?» и терпеливо ждём, давая возможность прочитать хотя бы часть слова, слог — два.
Написанное желательно читать сразу слогами, не разрубая слова на буквы. Если вы волнуетесь, что слоговых комбинаций намного больше, чем самих букв, и ребёнку сложнее их все запомнить, то зря. Поверьте, у детей память, способная не раз удивить вас, а читая слогами, ребёнок быстрее научится правильно читать слова и понимать смысл прочитанного.
Специально не заостряем внимание на уроках, чаще всё идёт от того, что маме нужно работать, а дитя мается: «Что мне деееелаааать?»
Вот и приходится изобретать: порисуй, напиши письмо бабушке, включи себе сказку, у меня руки мокрые, посмотри, пожалуйста, кто звонит — и тут уже ребёнок как-то прочитывает, угадывает, учится.
Кроме того, конечно же, не забываем про хорошие книги, никто не отменял совместное чтение, интересные живые сказки с картинками, а также готовые обучающие тетради-прописи — не обязательные к исполнению, а с действительно интересными ребёнку заданиями.
В общем, учёба — не принуждение-повинность, а интересное времяпровождение!
Буквы и письменная информация сейчас окружают ребёнка с младенчества: мама кормит грудью новорожденного, а сама читает сообщения со смартфона, ребёнок поднимает глаза и видит надпись на пакете с молоком, ещё немного и он сам будет отличать его от кефира и даже прочитывать на нём срок годности.
Поверьте, сейчас нет необходимости пользоваться методиками, разработанными 80 лет назад, когда дети вырастали на природе, а буквы в первый раз могли увидеть написанными мелом на школьной доске.
Не ограждайте ребёнка от своей реальной жизни, не создавайте ему искусственный мир, и он легко и естественно скоро станет уметь то же, что и вы.
Иллюстрация: pixabay.com / ddimitrova
Тамара, спасибо за статью. Очень просто и легко написано, и это действительно так, детей не нужно стимулировать, нужно поддерживать их естественный поток, создавая условия, чтобы он мог проявиться (это и происходит в естественной среде, на природе). Я тоже все это наблюдаю в детях, и у меня в муках сжимается сердце, когда приходится запихивать в ребенка школьную программу, даже в малой степени (ребенок на экстернате), это вызывает очень неприятные чувства, потому что вижу всю искусственность, которую самой же и приходится надевать на голову ребенку. Как Вы закрываете вопрос со школой, ведь там почти все непрактично, неестественно и неинтересно?
Татьяна, благодарю за хороший отзыв. Но позволю себе немного возразить 🙂
“Детей не нужно стимулировать” — это не совсем так. Если пустить на самотёк, то всё придёт к пассивности и деградации. Врождённый интерес — это прекрасно, но иногда приходится и “причинять добро” насильно. Заставлять, мотивировать, завлекать, то есть искусственно прививать, как минимум, базовые навычки.
Например, письмо. Какие бы ни были дети одарённые и смышлёные, а покорпеть над прописями всё равно пришлось. И это не всегда был для них праздник.
Но! В отличии от общей школы, где дети работают на оценку, “безшкольные школьники” работают на результат.
С аттестацией в общей школе мы поступаем по “принципу айкидо” — “направить силу противника против него самого”. Это конечно шутка.
А если серьёзно, то берём из необходимого сущностное, и это реально разбираем, познаём, объясняем детям, а формальное оставляем за бортом. То есть, не тратим время на запись задач или оформление уравнений, но по существу принципы математики, природных явлений, построения государства или законов лингвистики, конечно же изучаем и практикуем. И в этом нам помогает та же обычная школьная аттестация.
Дети учатся удалённо (“дистанционное обучение”). Школы присылают учебные планы, которых мы не придерживаемся. А сразу обращаем внимание на то, “что должно быть на выходе”, и относительно этого ребёнок познаёт мир (а там и математика, и прочие науки).
Ещё из практики по дистанционному обучению.
Чем старше дети, тем больше приходится уделять внимание дисциплине ребёнка, точнее приучать к самодисциплине. Тут помогают расписание и регулярность. Детям, не прошедшим “режимные учреждения” — садики, школы — даже интересно самим для себя составлять распорядок дня, и пробовать его придерживаться. Так от младшего ученика, когда учёба — сама спонтанность и непосредственное восприятие, переходим к организованности и ответственности. Главное уже упоминала, но снова подчеркну — ответственности не перед учительницей, которая задала задание, проверит и поставит нехорошую оценку, работа не ради абстрактного балла, а по существу овладения тем или иным материалом: сделать проект, презентацию, выучить тему, разобрать смысл, найти закономерности, и так далее.
Ну и ещё из практики. Мы не привязываемся к школьной неинтересной программе. Читают дети то, что им интересно, и что одобряет их отец. Рисуют, творят, смотрят и слушают тоже… Практически не пишут упражнения из учебников, а записывают свои мысли и сочиняют рассказы. Зато работа над списком вопросов к собеседованию за семестр превращается в интереснейший процесс чуть ни для всей семьи. Ребёнок ищет ответы на вопросы, потом готовит нам всем “доклад”, мы общаемся, делаем важные и даже часто — философские — открытия. В таком обсуждении — подготовке к сдаче аттестации — принимают участие дети от 2-х до 10 лет. Все для себя что-то познают (от приветствия на английском языке до строения Солнечной системы).
Тамара, огромное спасибо за такой развернутый ответ. Что-то из этого мы тоже нашли интуитивно, что-то с удовольствием возьмем у вашей семьи!
Татьяна, Вам спасибо за интерес 🙂 Вижу, собирается материал для следующей статьи. Попробую оформить наш опыт по внешкольному обучению.
Тамара, спасибо Вам, что поделились своим опытом в этом деле. Берем кое-что для себя из вашей практики! 🙂
Альбина, кое-что о внешкольном обучении я написала в своей книге «Природное родительство», которая уже вот-вот должна выйти (последние дни ожидания из типографии). Ну и буду продолжать делиться тут практическими наработками.