Wow-эффект — закономерно

Wow-эффект — закономерно

Знания/˚ Наука и принципы

1. О методике

Современная наука всеми возможными способами стремится руководствоваться только объективными критериями, независимыми от субъекта исследования, что изначально несёт в себе системную ошибку. Ведь таким образом устраняется главный элемент системы — сам субъект, которому, собственно, система и должна служить, ради которого и производится исследование.

Области знания, относящиеся к бизнесу, грешат тем же. Беспрерывно появляющиеся в консалтинговой сфере новые методы и инструменты больше напоминают просто модные тренды, которые возникают, раскручиваются и затем исчезают с рынка, уступая место новым, обещающим ещё более быстрый рост продаж и улучшение ключевых показателей деятельности компаний. Разобраться в предлагаемых классификациях и методиках непросто, тем более, что практически использовать их чаще всего не получается.

Но любая система, будь то семья, компания, страна или Солнечная система, строится и функционирует на основе одних и тех же принципов, зная которые, можно закономерно находить решения любых практических вопросов. Жизнь демонстрирует принцип фрактальности — подобия частного целому и целого частному. Для использования этого принципа далеко ходить не надо. Природа сама выдала нам универсальный инструмент для различения явлений жизни и определения им соответствующего места —наше собственное тело.

Знание универсальных принципов систем и совершенного порядка в теле для его владельца — средство решать любые практические задачи, разумеется, при условии некоторой подготовки.

В нашей методике, названной нами LiveDevice©, мы исходим из следующих ключевых постулатов:

  1. Человек — это субъект внутри своего тела.
  2. Тело — единственное, с чем субъект контактирует при взаимодействии с окружением. Только посредством тела, на разных его уровнях, он воспринимает внешнюю среду и влияет на неё.
  3. Если какой-либо объект или явление существуют во внешнем мире и входят в диапазон восприятия человека, это означает, что в его теле есть прямой аналог, предназначенный для восприятия и влияния на этот объект (явление).
  4. Таким образом, если у субъекта есть какой-либо вопрос, в его теле существует и наиболее оптимальный ответ на него.
  5. Получение ответа на вопрос требует от субъекта знания основных уровней тела и опыта процессов на каждом из них. По сути, это метод, которым пользовались мудрецы древности для получения знаний без рукотворных измерительных приборов и сложных инструментов.

Научиться пользоваться собственным телом, как живым устройством, нетрудно. Для начала достаточно на нескольких примерах увидеть, как это делается.

2. Как добиться восхищения клиента продуктом не случайно, а системно — закономерно?

Отовсюду слышатся утверждения о необходимости достижения Wow-эффекта. Это «круто», если твой продукт вызывает его у клиента. Тем самым клиент как бы говорит: «Мне, потребителю, нужна уже не просто чашка. Я согласен только на такую, чтобы, увидев её в первый раз, я  сказал: «Вау!». А если вот этого «Вау!» не будет, то, скорее всего, я её не куплю. Сейчас без «Вау!» мне ничего не нужно».

Со своей стороны производитель и продавец озадачены вопросом, как добиться того, чтобы производить Wow-эффект на клиента не случайно, а закономерно? Предлагаем рассмотреть решение задачи вызывания закономерного чувства восхищения у потребителя с использованием упомянутой методики.

2.1. Суть Wow-эффекта

Для начала необходимо сформулировать, что представляет собой Wow-эффект. Попросту говоря, Wow-эффект возникает, когда что-то, происходящее вовне, приятно превышает наши ожидания. То есть, неожиданно оказывается лучше, чем мы рассчитывали.

Откуда берётся Wow-эффект? Где его место в нашей жизни? — Это можно определить посредством субъективного проживания, как бы воспринимая всё внешнее изнутри своего тела. И тогда какие-то явления будут восприниматься на уровне головы, другие — на уровне живота и так далее. Всё, относящееся к нашей жизни, легко распределяется, прежде всего, по уровням нашего тела, а также вовне как уровни самой жизни вокруг нас:

Wow-эффект — закономерно
Таб. 1. Уровни жизни — по телу человека

Таким образом мы охватываем весь диапазон жизни человека, обозначая уровни его как субъекта, связанные с уровнями тела и соответствующими уровнями его субъективного опыта.

Из самой формулировки Wow-эффекта понятно, что это – внутреннее ощущение от происходящего вовне, на периферии восприятия, чего-то неожиданного, но позитивного и приятного. Поэтому в ряду субъективных проживаемых явлений Wow-эффект больше относится к уровню голеней — по телу человека, к уровню «Внешнее» и «Общее» — по уровням жизни, субъективного опыта. Всё, что выше, относится уже к самому человеку, и поэтому получить на этих уровнях приятную неожиданность он может только, если это не нарушает его порядок вещей, что возможно лишь при высоком уровне профессионализма того, кто производит Wow-эффект.

Уровни ниже голеней — «Чужое» и, тем более, «Тёмное», — могут скорее «напрягать», и потому не соответствуют Wow-эффекту, как чему-то приятному.

Итак, источник Wow-эффекта — общее пространство внешнего окружения и, возможно, более высокие уровни тоже, но с условием всё более высокого профессионализма при повышении уровня.

2.2. Уровни Wow-эффекта

Естественно возникает вопрос: «Что же из привычного окружения потенциально может нас приятно удивить?»

Гадать не нужно, так как само наше тело уже представляет собой линейку, по которой можно легко определить ряд из семи предметов Wow-эффекта:

  • Миру Высшего естественным образом соответствует нечто самое абстрактное из проживаемого нами — некое состояние.
  • Миру разума соответствует какое-то знание, которое может приятно удивить нас.
  • Мир личности может приятно порадовать нас силой личности другого человека, его сильными действиями.
  • Мир телесности или ощущений может удивить мастерством или искусством исполнения какого-либо произведения.
  • Мир инстинктов и желаний может порадовать нас какой-нибудь практичной вещью, необходимой для жизни.
  • Мир собственный может неожиданно показать нам что-то более приятное, чем мы ожидали.
  • Общий мир — это что-то множественное, многообразное, не имеющее к нам отношения и поэтому абсолютно неожиданное в своём проявлении. Этот мир может удивить нас каким-то чудом.
Wow-эффект — закономерно
Таб. 2. Предметы восторга — по уровням тела

Разумеется, самый простой способ вызвать Wow-эффект — продемонстрировать клиенту Чудо. Ничто не может быть столь неожиданным и в то же время столь приятно-щекочущим чувства, как чудо.

На втором месте по способности вызвать Wow-эффект стоит Услуга. Она также может непосредственно оказать неожиданно приятный эффект. Но так как здесь мы имеем дело с личным пространством человека, то уже труднее добиться, чтобы происходящее было ему приятно, а не пугало его: одно дело, когда приятная неожиданность происходит в некотором отдалении от тебя, и совершенно другое, когда это случается в непосредственной близости. Человеку, оказывающему Wow-эффект в форме услуги, надо быть более внимательным и тоньше учитывать психологию клиента, чем в случае с чудом.

Третье место по способности вызвать Wow-эффект занимает Вещь. Создать такую вещь, которая вызвала бы неожиданное и приятное удивление у людей, ещё труднее. Для достижения Wow-эффекта на этом уровне требуется приложить немало усилий и времени, при этом успех не гарантирован.

Чем дальше вверх по линейке тела от внешнего окружения и ближе к самой сути человека, тем труднее вызвать Wow-эффект, но тем глубже он будет и тем дольше сохранится, если он удастся.

На четвёртом месте по глубине, силе и трудности выполнения — Wow-эффект от Произведения искусства. Тут уже требуется соединение функциональности и мастерства, что достигается неимоверным трудом, терпением и требует времени.

Пятое место по силе Wow-эффекта и, соответственно, сложности его создания, принадлежит Личности человека, который оказывает этот эффект. О такой личности говорят: «Он не простой человек». В его присутствии в людях происходят значительные изменения, производящие на них неизгладимое впечатление.

Шестое место по сложности и силе Wow-эффекта принадлежит Знанию. Это настолько высокий уровень, что мало кто из людей способен его произвести и, соответственно, испытать. Производящему Wow-эффект на этом уровне мало просто знать что-то настолько сильное, чтобы оставить неизгладимый след у воспринимающего. Ему необходимо также хорошо чувствовать степень разумности его слушателей.

Седьмое место — наивысшее. Это Состояние человека.

Давайте уделим Состоянию больше внимания именно потому, что оно наивысшее и, следовательно, наиболее значимое во всех отношениях.

2.3. Способы создания желаемого состояния у потребителя

Чтобы передать какое-то Состояние, казалось бы, не требуется никаких усилий. Например, можно обидеть человека, что совершенно несложно. Но состояние Обиды неприятно и потому к Wow-эффекту не относится.

Можно рассмешить человека. Это уже ближе к Wow-эффекту, так как смешное — приятно, хотя и быстро забывается. Соответственно, мы понимаем, что и среди состояний Wow-эффект также имеет свою градацию. Опять-таки, гадать нет необходимости, если пользоваться уже существующими ориентирами — уровнями жизни человека, выраженными в его теле.

Если начать шкалу снизу, то на первом месте будет Радость — самое простое из положительных состояний. При этом Юмор — самое простое из того, что эту радость вызывает. К тому же юмор может одновременно смешить всех присутствующих, а значит он носит массовый характер.

На втором месте по сложности — состояние Интереса. Вызвать его можно передачей людям некой истории, которая заинтересовывает их лично, потому что каким-то образом относится к их жизни. Это состояние находится на том же уровне, что и «Своё» — то есть ещё не «я», но уже «имеющее ко мне отношение».

На третьем месте по силе и сложности передачи для Wow-эффекта  — состояние Спасения. Произвести его немного сложнее, это уже требует предварительной подготовки, технических либо каких-то других средств. Например, создать в комнате эффект землетрясения и затем объявить, что это был розыгрыш. Или предложить покататься на аттракционе, где резкое падение чередуется с резким взлётом, и так далее. Всё это — Wow-эффекты, связанные с кажущейся физической опасностью и спасением, что щекочет нервы людей и оставляет после себя приятное впечатление.

На четвёртом месте по силе и сложности передачи — состояние любви или Романтизма, в котором соединяются сложные чувства, трагедия и комедия. Чтобы превысить ожидание клиента и передать ему Wow-состояние романтизма, нужно долго учиться, быть усердным в репетициях, развивать эмоциональность и способность выражать и передавать чувства, и лишь затем пробовать создавать нечто близкое к Wow-эффекту. Инструментом при этом будет актёрство и театр.

Пятый уровень, несущий Wow-состояние, требует некого искреннего и сильного действия, реального поступка, который сильно вдохновляет. Когда мы видим, как человек, рискуя многим, совершает сильный поступок, мы примеряем его на себя, и у нас рождается Wow-состояние от сильного ощущения в груди, которое можно назвать Достоинством или его лёгкой формой — Вдохновением.

Шестого уровня Wow-состояния, конечно же, достичь намного сложнее, чем уровней под ним. Это состояние Понимания, превышающего ожидание человека — когда он начинает понимать то, что раньше было ему недоступно. Wow-эффект на этом уровне может сильно изменить человека, повлиять на его решения и всю его жизнь в целом. Для передачи Wow-состояния Понимания нужен человек, знающий принципы своего знания, способный ответить на все вопросы так, что у слушателей остаётся только состояние полной ясности и Понимания.

Наконец, седьмой уровень Wow-состояния — это опыт присутствия Высшего. Что или кто есть это «Высшее», никто не может сказать, так как оно выше нашего понимания. Но испытавший его однажды точно знает и чувствует: сейчас тут присутствует нечто Высшее. Среди всех состояний это самое сильное и кардинально трансформирующее человека в Человека. Чтобы достичь Wow-состояния Высшего, необходимо присутствие этого самого Высшего.

Wow-эффект — закономерно
Таб. 3. Средства достижения эффекта восхищения у потребителя

Как мы теперь понимаем, легче всего достичь Wow-эффекта демонстрацией Чуда (фокуса) и Юмором. Правда, эффект в данном случае будет очень поверхностным.

На втором месте — Услуга, а также рассказ (показ) какой-то интересной Истории. Примером такого примитивного Wow-эффекта в современном мире может быть новый кинофильм и предложенный новый вид попкорна, вызывающий Wow-эффект.

На третьем месте — Вещь и Аттракцион, которые, в принципе, могут быть заменены на Сувенир и Туристическую поездку или Шкуру убитого зайца и Охоту, или просто выбитого игрушечного зайца в неожиданном предложении пострелять в тире. Важно понимать саму тенденцию Wow-эффекта этого уровня и не воспринимать вписанные в ячейки таблицы слова слишком буквально.

На четвёртом месте — Искусство и Театр, что также может быть Песней и Улицей, на которой некто вдруг начинает петь красивым оперным голосом, вызывая Wow-эффект у прохожих. К слову, многие курсы актёрского мастерства, как одно из упражнений, предполагают декламирование текстов в непривычных общественных местах — на улице, в транспорте, что само по себе обеспечивает Wow-эффект той или иной степени интенсивности.

На пятом месте — Личность человека и его Поступок, например, вызывающее Wow-эффект у зрителей рискованное выступление акробата в цирке или выступление политика, который с высокой трибуны резко критикует власть за коррупцию.

На шестом месте — Знание и Объяснение, что также можно легко заменить на Концепцию и объясняющие Принципы или Систему и действующие в ней Законы.

Седьмой, высший уровень Wow-эффекта — это определённое Wow-Состояние и Присутствие кого-то, это состояние вызывающего.

2.4. Сегментация целевой аудитории

Нам остаётся условно назвать типы людей, оказывающих соответствующий Wow-эффект:

Wow-эффект — закономерно
Таб. 4. Типы людей, вызывающих восхищение в зависимости от уровня

Для понимания идеальной целевой аудитории восприятия Wow-эффекта необходима мера. Важен не только сам Wow-эффект, но и тот, кто конкретно воспринимает воздействие,  его вызывающее. Делить людей можно либо на «Детей», «Женщин» и «Мужчин», либо на категории возраста, профессии или уровня материального обеспечения.

В делении по половому признаку достаточно проследить некоторую тенденцию снизу вверх: «Дети» (бесполые), «Женщины» и «Мужчины». Мы не будем проводить резкую черту между ними, отметив лишь их последовательность и некоторую тенденцию к связи с примерным соответствием уровням.

Wow-эффект — закономерно
Таб. 5. Сегментация аудитории по условно-половому признаку

Из уровней видно, что Wow-эффекту наиболее подвержены дети, так как их уровень — самый низкий, ближе к периферии. Труднее вызвать Wow-эффект у женщин, и очень трудно — у мужчин. Это не абсолютное знание, но некоторая тенденция здесь однозначно прослеживается.

Можно также классифицировать аудиторию для Wow-эффекта по возрасту. Для этого нужна возрастная мера — временной шаг взросления человека. Тут нам поможет сама природа: так как возраст — это естественное различение людей, возрастная мера также уже существует естественным образом — это шаг в 12 лет. Так как первый период взросления продолжается до 12 лет, это непосредственно детство до того, как в теле появятся половые гормоны, которые обозначают окончание детства человека и начало юношеского возраста. Примерно в 24 года заканчивается рост тела человека и начинается вступление его во взрослую социальную и профессиональную жизнь. Таким образом, это показывает естественность двенадцатилетнего ритма.

Wow-эффект — закономерно
Таб. 6. Сегментация аудитории по возрасту или степени зрелости

Так как практически каждый из нас социально активен, и все мы хотим впечатлить клиентов своим продуктом, так или иначе, мы можем отнести себя к одному из семи типов создающего Wow-эффект.

Даже будучи нотариусом, выполняющим функцию Услуга, человек представляет собой тип оказывающего Wow-эффект с условным названием «Сказочник». Соответственно, он должен рассказывать клиенту всё, что может быть ему интересно применительно к его документам, юридическому статусу и т. п. Желательно рассказывать клиенту об особых случаях с различными людьми в схожей ситуации, скрытых подводных камнях в законодательстве, о том, что известно далеко не всем и может существенно облегчить или затруднить положение человека. То есть даже нотариус может обслужить своего клиента так, чтобы превысить его ожидание уровня обслуживания.

Однако, вопрос всегда состоит в том, чтобы не просто принести радость, вызвать интерес, вдохновить, дать понимание или состояние. Для достижения Wow-эффекта необходимо превысить ожидание аудитории в своём мастерстве, что достаточно непросто. В связи с этим большинство производителей Wow-эффекта ограничивается нижним уровнем — эффектом неожиданности (чудом) и юмором (шутками и анекдотами) или вторым уровнем — бонусной услугой или дешёвым ненужным сувениром (вещью) для массовой инфантильной публики.

Wow-эффект на более высоких уровнях жизни — в искусстве (мастерстве) и выше, — встретить крайне сложно. Но творцы высокого уровня Wow-эффекта вознаграждаются большим уважением публики и чувством реализованности, в отличие от творцов низкого уровня Wow-эффекта.

Системный подход к этому вопросу и понимание природы Wow-эффекта, его уровней и составляющих позволяет развить и усилить свою способность создавать Wow-эффект закономерно.

2.5 Оценка интенсивности Wow-эффекта.

Так как Wow-эффект связан с воодушевлением человека, разжиганием его внутреннего огня — внимания, интереса и вовлечения, — определить его интенсивность также можно по реакции тела.

Выделим пять уровней интенсивности Wow-эффекта:

  • «Приятие» — тело расслаблено, лицо выражает приятие.
  • «Интерес» — тело собрано, лицо выражает интерес.
  • «Радость» — тело реагирует движениями рук и радостью на лице.
  • «Воодушевление» — тело выпрямляется, встаёт, радость выражается голосом, появляется блеск в глазах.
  • «Восторг» — всё тело вовлекается в движение вместе с руками, голосом, выражением лица и глаз.

3. Основные выводы. Области применения.

  • Wow-эффект — это приятная неожиданность, приятное впечатление, могущее способствовать желанию клиента приобрести продукт и позитивно отзываться о нём или его источнике в своей аудитории.
  • Wow-эффект приходит к нам из общего для людей пространства жизни, что характеризует творцов Wow-эффекта, как заботящихся о своём окружении, как источники блага для всех и для меня — их клиента, в частности.
  • Неожиданный приятный подарок и юмор — простейшие способы вызывания Wow-эффекта.
  • Высокое качество Wow-эффекта требует соответственно более высокого уровня профессионализма, что положительно характеризует его производителей, но может быть неоправданно по затратам и рискованно с точки зрения имиджа, так как малейшая ошибка может привести к обратному эффекту. Но успешный опыт становится сильным вдохновляющим стимулом как для его творцов, так и для клиентов.
  • Правильное определение целевой аудитории — важная часть подготовки Wow-эффекта. Для грубого определения достаточно знать основной пол. Для более тонкого и точного необходимо знать примерный уровень зрелости большинства представителей этой аудитории.
  • Творцами Wow-эффекта должны быть люди соответствующей аудитории категории. Определить уровень творца Wow-эффекта можно по тому, что он производит: юмор (фокус), услугу, вещь, искусство, силу, знание или состояние.
  • Интенсивность Wow-эффекта — это результат взаимодействия силы горения и профессионализма его творца и степени чистоты восприятия и даже некоторой детской невинности и непосредственности публики. Правильное соотношение этих двух сторон — профессионализма и непосредственности, опытности и невинности соответствующих уровней, производит лучший Wow-эффект.

Иллюстрация: Brian A Jackson/shutterstock.com

Просмотры (500)

Создатель и руководитель Центра экспертных решений DhanuR, специализирующегося на индивидуальном консультировании с акцентом на кризисных ситуациях. Классическое высшее образование и посвящение в древние традиции знания Востока Олег сочетает при глубоком исследовании любых систем — бизнес, объединение людей, их отношения или идеи — с естественными способностями йогического знания — внутреннего видения интересующего вопроса или предмета.

2 Комментариев

  1. Сама стаття — справила не менший Wow-ефект, на рівні Знання. Роз’яснення усіх рівнів зацікавлення споживачів надає виробнику, продавцю, надавачу послуг доволі сильну мотивацію у власному розвитку свого бізнесу, цілей компанії, підбору команди та зрештою обгрунтуванні, який продукт я хотів би пропонувати і якої саме якості. Щиро дякую, Вам, Олег, за таке вражаюче дослідження та надзвичайно корисну методику LiveDevice. Намагатимусь осмислити її та використовувати практично. З повагою.

Добавить комментарий

Ваш email адрес опубликован не будет.

*

Последние публикации в сфере Знания

Дух команды

Дух команды

Объединяющий дух компании становится иллюзорным, если мотивация компании — деньги. Основатель компании
Подняться вверх