Искусство как технология расширения сознания

Искусство как технология расширения сознания

Знания/˚ Творчество

Николай Александрович Шкарапута — удивительный мастер, украинский художник, исследователь и педагог. Одна из его известных работ — витражи из цветного стекла в здании нижней станции киевского фуникулёра, выполненные с использованием более 400 оттенков цвета. Николай Александрович в интервью с Валерией Беркетовой рассказывает об истинном назначении искусства, о своём многомерном подходе к нему, об индивидуальном сознании и раскрытии своего потенциала, о проблемах в современном образовании и важности искусства в повседневной жизни.

Николай Александрович, расскажите немного о вашем подходе, что ценного в вашем творчестве? Что есть для вас искусство?

Деятельность художника — это деятельность и духовная, и материальная. Материальная, потому что художник воплощает свои работы на холстах, в графике или в монументальных работах, материализуя свои идеи и образы. Но основой всего является именно духовность. Слово «духовность» ещё не есть сама духовность. Вокруг этого понятия существует очень много разных приблизительных толкований, часто расплывчатых. Никакой конкретизации лично я во всех этих постулатах о духовности не уловил. Поэтому я понял, что слова духовность и сознательность — синонимы. Это одно и то же.

Смысл и направленность моего скромного творчества заключается в том, чтобы помочь человеку эстетизировать и расширить его индивидуальное сознание, насколько это возможно, путём воздействия на него полноценными самодостаточными произведениями изобразительного искусства. И приблизить человека к целостности его сознания, а эта целостность и означает его реализацию. Потому что подлинное высшее счастье человека — это его духовно-творческая реализация, реализация того, что в нём заложено свыше. Свыше — назовите это «от Бога», или «от Созидательного разума», как называет это Высшее Махариши Махеш Йоги*, или обозначьте другими понятиями.

Такой смысл творчества имеет для меня особое значение, потому что он тождественен смыслу космического творчества. Ведь человек рождается для того, чтобы реализовать безграничность индивидуального сознания. Эта безграничность заложена в сознании человека высшей природой Бытия как потенциальная данность.

На ваш взгляд, в каждом человеке есть потенциал? Как его обнаружить и раскрыть?

Да, в каждом есть разный потенциал, но очень часто люди об этом не знают. Эту данность, которая заложена в человеке, надо ещё открыть. Через такое раскрытие и реализацию происходит эволюция человека как неотъемлемой части Вселенной вместе с эволюцией Вселенной в её грандиозном безграничном единстве. Однако, ограниченность индивидуального сознания по причине его разорванности, разделённости и нецелостности — это самое распространённое состояние подавляющего большинства людей. Это проявляется у детей после 2-х лет и затем усугубляется влиянием среды социума. Человек оказывается под воздействием стихии жизненных обстоятельств, множества стрессов, которые порождают огромные комплексы!

Отсутствие тотальной бдительности к своим действиям, чувствам, мыслям и окружающей среде на протяжении жизни всё больше расщепляет сознание человека на отдельные части. Что это за части? Это эмоции, чувства, ощущения, уровни подсознания, интуитивный, инстинктивный и рационально-логический ум. Если они отделены или оторваны от сущности человека, его духовного центра, тогда эти части распадаются, полноценно не взаимодействуют и находятся в состоянии постоянного конфликта. Эти части и их разделённость многими практически никогда не осознаются. В этом состоянии человек не переживает главного — своей высшей и вечной сущности. Этой сущностью является безграничное, бессмертное, духовное Я либо, можно сказать, субъектность индивида. Если не осознавать её как реальное переживание, а не как интеллектуальную проекцию рационального ума, в человеке не открывается истинная индивидуальность. Она спонтанно проявляется из наивысшей сущности, если эта сущность осознаётся и переживается.

Безусловная индивидуальность не может быть обозначена или определена интеллектуальным умом, потому что рациональный ум всегда обусловлен. Безусловное не может быть определено условностями.

Можно сказать, что все наши проблемы из-за того, что человек потерял свою целостность и находится в состоянии разделённости под влиянием обусловленного рационального ума?

Поразительно, но это факт: люди не знают, кто они, зачем они. Человек в состоянии расщеплённого сознания не знает главного — кто он и зачем пришёл в этот мир. Он знает своё имя, фамилию, адрес, где он живёт, но всё это — условные вещи. Он не знает себя как безусловное существо. Кто он? Для чего он пришёл в этот мир?

Не зная себя, люди занимаются делами, которые не отвечают их индивидуальному предназначению. Неправильные действия порождают неправильный путь. А неправильный путь — это неправильно прожитая жизнь, в результате чего человек неизменно чувствует глубокое разочарование. Рано или поздно это обязательно произойдёт. Это разочарование люди очень часто скрывают или маскируют. Они растеряны и не знают, что делать. Более того, в расщеплённом сознании все относительные уровни ума — эмоции, чувства, ощущения, подсознание, рационально-логический ум, — если они отделены от субъектности, они не только разъединяются между собой, но разъединение происходит и в каждой части. Поэтому они не взаимодействуют полноценно, развиваются недостаточно, а зачастую не развиваются вовсе. И находятся в состоянии постоянного конфликта, дезориентируя одна другую. Это эгоцентрический ад внутренней войны с самим собой. От такого разлада возникают все другие рекорды человеческого сумасшествия, в том числе внешние войны, теракты и конфликты с другими людьми, сознание которых также разделено.

Разъединённое состояние индивидуального сознания — это вечная и самая современная драма человека, к которой художник не может быть безразличен. Исходя из этого, я считаю, что абсолютное предназначение изобразительного искусства — это расширение и формирование единства индивидуального сознания.

Углубляясь в проблему расщеплённости индивидуального сознания, я осознал, что главное назначение изобразительного искусства — сбрасывать догмы и предвзятости рационального ума, эстетизировать ощущения и чувства и, главное, — объединить элементы индивидуального сознания, которые разъединены, и духовно расширять их единство. Именно такие процессы содействуют эволюции индивидуальных сознаний, которые влияют на целостность сознания людей. Я стремился воплотить в моих работах такие идеи, которые бы объединяли разрозненные элементы сознания человека, например, в серии живописных работ, в монументальном искусстве, настенных росписях, в витражах из цветного стекла «Движение к свету» в венгерском посольстве в Киеве, в работах «Цветы Украины» в здании нижней станции киевского фуникулёра и других.

Вместе с тем я глубоко изучал философию, психологию, религию и культуры народов мира, прежде всего, народное искусство Украины, а также историю художественной формы профессионального мирового искусства. Потому что я понимал, что моя художественная концепция должна быть обоснована, а её воплощение профессионально. Она должна воссоединять национальные традиции и современные признаки пластики формы. Без такого синтеза художественные произведения не будут самодостаточными. В моих работах я разработал свою художественную концепцию, что мир — это движение постоянных перемен и вместе с тем стойкость неизменного вечного. Эта концепция направляла поиск и воплощение полифонии образов и форм разных уровней художественного мышления для максимального расширенного выявления этой концепции, и через это максимально возможного воздействия на целостную структуру сознания зрителя.

Благодарю за такое подробное объяснение вашей творческой концепции. Очень впечатляет! Вы говорите, что человеческое сознание расщеплено. Как это можно обнаружить, и что с этим делать?

Это очень просто. Понаблюдайте за человеком в течение дня. Ощущения рвут его в одну сторону, желания в другую сторону, рациональный посыл — в третью. Память — ещё куда-то. Он не цельный, всё время мечется. Это метание проявляется во внешних действиях, в его психологии, в его руках. Руки очень многое говорят о человеке. Только когда его научат индивидуальной медитативной технике, когда он начинает медитировать, он попадает в состояние великого покоя. Он наблюдает все свои мысли, но не привязан к ним. Он наблюдает ощущения, но не отождествляется с ними. Он свидетель самого себя за границами обусловленных мыслей и чувств. Вот это — правильная медитация. Через этот опыт человек постепенно обретает целостность, а искусство эту целостность окрасит и обогатит.

Как можно узнать, для чего я создан и предназначен?

Ещё в детстве у многих проявляются определённые способности к различным видам творчества, к науке, к искусству. Это начало проявлений его возможной индивидуальности. Эти творческие порывы необходимо поддерживать. Для дальнейшего более глубокого развития необходимо общение с мудростью великих учителей, медитация и общение с полноценными самодостаточными произведениями искусства. Это расширяет и углубляет способности человека, всё больше раскрывает их. А также огромное значение имеет его индивидуальный целенаправленный труд.

Как я уже говорил, по моему опыту, расширению сознания и раскрытию субъектности способствует индивидуальная техника трансцендентальной медитации Махариши Махеш Йоги. Это высочайший дар созидательного разума, чтобы помочь человеку на земле не потеряться в этой суете. Медитация убирает стрессы и блоки, которые накапливаются каждый день с малого возраста. В результате такого внутреннего очищения вы начинаете ощущать, кто вы. Не только на трансцендентном уровне, на уровне безграничности. Эта безграничность, эта тайна начинает индивидуально открываться в вас. Вы начинаете творить то, что постепенно проявляется Высшим Разумом именно в вас как уникальной человеческой ценности. Это первое.

И второе — это знание и переживание музыки, литературы, архитектуры и изобразительного искусства. Большая беда наших общеобразовательных школ в том, что с самого начала изумительные детки, которые в большинстве своём рисуют, не находят никакой поддержки, и в школе человеку вообще не дают знания истории искусств. Как можно такое чудо, как история искусств, не преподносить молодёжи? Меняются социальные системы общества, что-то исчезает из социума, но искусство никогда никуда не исчезает. Почему оно обновляется? Почему становится другим? Очень просто. Потому что абсолютная функция искусства — убрать привычные стандарты и догмы рационального ума.

Важно не путать рациональный ум, который нужен для того, чтобы подсчитать дебет-кредит и прочее, и понятие разума, высшего начала, сознания. Что такое сознание? Это состояние разума, которое наблюдает наш ум. Наблюдает наши эмоции, чувства. Это очень просто. Допустим, мне нужна эта бумага. Я беру эту бумагу. Откуда я знаю, что это бумага? Это условная вещь. Меня научили, что это бумага. Меня научили ею пользоваться. Это механическое действие. Но если я беру эту бумагу, свидетельствуя самого себя, и осознаю в этот момент, что я беру эту бумагу, как свидетель самого себя, это уже первое сознательное мышление и действие. Тогда я не механически её беру. Конечно, остаётся практическая польза от этой бумаги, но когда я это осознаю, меняется моё восприятие реальности. И так в каждый момент: если осознанность растёт, это говорит о том, что и сознание растёт. При этом открывается очень много новых аспектов. Высшие силы начинают помогать, потому что в эти мгновения ваше индивидуальное сознание начинает воссоединятся с безграничным вселенским сознанием.

Дети в школах не знают, что такое медитация, что такое произведения искусства, что такое эпоха возрождения, готика, классицизм, романтизм, почему это важно знать. Но когда человек это узнаёт, он начинает открывать, что он был уже когда-то — как грек, как римлянин, как Микеланджело. Его представление о жизни и о самом себе начинает расти. А раз растёт это представление — и интеллектуальное, и эмоциональное, и эстетическое, — он не сможет убить, не сможет украсть. Чем страшно предельно ограниченное мышление, эгоистичное мышление? Тем, что оно оторвано от этого Высшего, и тем, что человек в этом состоянии не может быть реализован в своём подлинном индивидуальном предназначении.

Однажды я нескольким священникам задал вопрос, есть ли что-то общее в разных религиях. Они отвечали: «Нет, это всё разное». Что есть общего — они не могли ответить. А я осознавал это общее, но мне было интересно, что они скажут. И один из священников спросил у меня: «А Вы что скажете?» А я скажу, что это разные пути, разные подходы того, как максимально убрать и нейтрализовать человеческий эгоизм. В христианстве — через любовь. В буддизме — через осознание четырёх благородных истин, которые открыл Будда. Это другой путь как практика, но цель одна и та же.

Детям не дают знаний искусства. Пора уже в 21-м веке давать им основы эзотерических знаний в школе, что такое космос, что такое человек, что значит, что он живёт не один раз.

Мы живём в такое время, когда существует много разных концепций и идеологий. Например, христианской идеологии противоречит представление, что человек живет не один раз. Большинство официальных религий отрицают астрологию, реинкарнацию и подобное. Не так-то просто ввести эзотерические знания в школе. Обязательно будут те, кто не согласятся с подобными взглядами.

Не согласен рациональный ум. Он очень хитрый. Он не хочет меняться. Ему удобно плавать в стандартах отождествлений. Кстати, почему менялись стили, почему менялись направления? Для того, чтобы были сброшены любые отождествления, любая инерция рационального ума, даже воспитанного на произведениях искусства прошлого века. Расширенное, широкое сознание по-новому прекрасно будет воспринимать египетское искусство, греческое, Византию, Возрождение и так далее. Это вечные источники обновления. К сожалению, этих обновлений дети не знают. Фактически, они невежественные. Их учат в школе не знаниям, а информации. Информация не есть знания. Знание — это то, что применимо практически и может быть использовано творчески. Детям надо знать о человеке как о микрокосмосе и о Бытии в целом. И дело не в том, верит ли кто-то в реинкарнацию или нет. Это не вопрос веры. Это вопрос опыта расширенного сознания. Искусство в этом играет огромнейшую роль. Стили в искусстве менялись ещё и потому, что менялось состояние сознания. Сознание эволюционирует.

Это зависит ещё и от мастера, который передаёт знания. Ведь об искусстве можно говорить и интеллектуально, поверхностно. Значит, должен быть какой-то другой механизм передачи знания.

Правильный механизм передачи знания — это духовное, философское, эстетическое и практическое значение искусства для формирования человека. Эти четыре аспекта должны быть освещены. Но ситуация положительно изменится, даже если будет один искусствовед на всю школу. Ученики к 10-му классу уже были бы другими людьми. Даже если этот учитель будет не очень глубоко открывать им значение ценности искусства, пусть даже чисто повествовательно. Но ученики вдруг увидят, — пусть не каждый, хотя бы 20%, — но они увидят, что человечество не дурное и не простое, что его интересовали не только бизнес, обман и убийства. Всё зависит от сознания!

Как вы применяете эти знания и ваши открытия практически, в своей деятельности, с вашими последователями? К вам наверняка приходили те, кто хочет научиться, но совершенно не подготовлены, недостаточно знакомы с искусством, ничего не знающий о живописи, о цвете, о художественной форме, композиции, о таких понятиях, как сознание и высший разум. Как человеку начать двигаться и развиваться в этом направлении творчески?

Необходимо прежде всего постигать основы рисунка, живопись и композицию. Прежде всего, фундамент изображения — это, конечно, рисунок. Есть разные способы подхода к рисунку. Но первый важный принцип или подход — это академический рисунок. Для того, чтобы человеку продуктивно, последовательно осваивать эти знания, ему необходимо объяснить в доступной и понятной форме, как законы рисунка соответствуют законам бытия и законам проявления жизни. Например, тональности. Один из больших недостатков многих работ юных художников — это дисгармония и путаница тона, в изображениях натюрморта, пейзажа, портрета. Для того, чтобы этой путаницы не было, нужно понять простую вещь, что в природе есть ночь, есть утро, есть день. Это три тональных состояния. Либо день — вечер — ночь. Это в принципе три тона, которые имеют очень много вариаций. Я обнаружил, что в произведениях великих мастеров всегда есть три группы тона. Я объяснял юным художникам законы рисунка, формы и тона с самых простых заданий в двухмерных формах. Показывал им, что такое простейшая конструкция, что такое компоненты изобразительного искусства, как эти компоненты соотносятся с законами природы, как вопрос тональности отвечает законам природы. И когда они начинали строить простейшие формы, они вдруг видели, что, оказывается, есть законы композиции, тона и техники.

Когда юные художники начинали учиться рисунку с каких-то объёмных предметов в художественных школах, я видел, как тяжело новичкам это даётся. Не могут их построить и всё. Я задумался, почему, и понял, что человек в подсознании несёт нераскрытый опыт и память эпохи палеолита, когда художники рисовали на стенах плоскостно, в двухмерной форме. Они не знали способов изображения объёма на стене. Объём они могли создавать в повседневной жизни, в быту, например, могли сделать кувшин. Но на стене они не могли изобразить трёхмерный объём, хотя их открытия были важными и значительными. Они открыли линию, плоскость и цветное пятно. Возвращаясь к процессу обучения, я понял, что в подсознании находится нереализованный опыт плоскостного изображения двухмерных форм. Тогда я начал рекомендовать задания на изображение простейших композиций из плоских двухмерных форм. И когда начинающие художники проходили определённую последовательность этих заданий, они удивительно росли в своём мастерстве. Это один из подходов к форме, которые я предложил для начальной практики юных художников. После того, как они осваивали изображение двухмерных форм, они переходили к трёхмерной форме и более успешно выполняли эти задания.

По живописи, например, надо научить гармонии. Как строится колористическая  гармония. Для этого надо знать, что такое цвет как эстетическая категория, его качества, его свойства.

Можно подытожить так: то, что существует в природе, переводится на язык графики и язык цвета. Я объясняю своим последователям разные свойства каждого цвета в спектре.

А как вы эти свойства обнаружили? Через анализ или какие-то ощущения от цвета?

Знаете, есть такие понятия как виденье и Авидья. Авидья на санскрите означает неведение. Благодаря медитации, когда я погружался в эту тему, это знание открывалось мне просто, без усилий. Я увидел, что есть довольно простые вещи, есть хроматическая гамма — яркая, есть полу-хроматическая — полу-яркая, есть ахроматическая — бледная, на разных тональностях, на разных фактурах, разные возможности. Когда мне это открылось, я начал изучать великих мастеров. И увидел, что они знали основы построения цветовой гармонии. Когда я смотрел Рембрандта, я увидел, что он строит свой колорит на трезвучии: главный, дополняющий, обогащающий цвет.

Говорить о том, как происходит процесс обучения без конкретного практического процесса очень трудно. Принципы обучения должны быть аналогичны законам Вселенной: то, что в космосе, то и в рисунке, только в доступной форме на условном практическом языке изобразительного искусства.

Получается, через знакомство с искусством и развитие практического навыка человек может открыть для себя закономерности в устройстве мира. Ему открывается, что этот мир устроен не хаотично, а основан на законах. Немногие сейчас согласятся с тем, что мир закономерен, что существуют естественные принципы и законы как данность этого мира.

Знаете, почему они не согласятся? Потому что у них нет практического опыта, контакта с проявленными качествами этой природы. А искусство — это конкретика, точно так же, как и музыка. Когда сознание в это проникает, то интеллект соединяется с практическим опытом. Человек рисует рукой, воспринимает зрением, он ощущает это состояние формы, состояние цвета, и тогда это становится знанием.

Представьте себе, что школьникам вплоть до 10-го класса раз в неделю по два часа давали бы историю искусств. Это будут совсем другие люди. У них будет потребность ходить в музей и воспринимать искусство.

Я всегда думала, что хорошо идти в музей, когда ты что-то уже понимаешь в искусстве. Иначе приходишь просто формально посмотреть на картинки, и многим быстро становится скучно.

Они не понимают, потому что их к этому не вели с детства. В киевском институте благородных девиц до октябрьской революции прежде всего обучали истории искусств. Ученицы прекрасно знали историю живописи, архитектуры, как менялись стили. Они разбирались в музыке. Они практиковали бальные танцы. Их обучали этикету. Но искусство было прежде всего. Потом их воспитывали таким образом, что они слышали обращение старших друг к другу, например, «Ваше благородие», «Ваше сиятельство», «Ваше высокоблагородие». Попробуйте, скажите человеку 100 раз «Ваше благородие», ему уже неудобно будет быть неблагородным. А затем всё это заменили обращением «эй, товарищ!»

В наше время всё упростилось и обесценилось.

Не просто упростилось, я бы сказал, огрубело, опошлилось. Во время революции мы потеряли не только людей, мы потеряли отношения между людьми.

Как вы поняли, что ваше дело, ваше призвание — быть художником?

Я с самого детства рисовал, это была ярко выраженная потребность. Мальчишки играли во дворе, а я сижу и рисую. Таким образом во мне проявлялась душевная потребность. Когда были первые лекции по трансцендентальной медитации в Киеве, я помню, как люди, которые никогда ранее не писали стихов, никогда не музицировали, буквально через две-три недели уже начинали писать стихи, музыку. То есть начинает раскрываться индивидуальность человека. У некоторых раскрывается позже, если всё закрыто стрессами, обусловленностями. Но если Бог даёт, что она проявляется сразу, это нужно поддержать. Очень часто родители не поддерживают и в силу странных особенностей своего эго начинают подавлять ребёнка. «Художник — это несерьёзная специальность» и так далее. Несерьёзно — не поддержать человека в его призвании, вот это несерьёзно. Здесь должна быть культура и большая бдительность по отношению к ребёнку. Сейчас очень сильно падает уровень образования, к сожалению.

Во многих учебных заведениях сейчас «свободный подход»: делай, что хочешь, такое свободное развитие личности. А что вы думаете об этом?

Мои последователи учились в разных учебных заведениях по всему миру, и был один, который на мой вопрос «Чему вас там учат?» ответил:

— Ничему не учат.

— Как ничему?

— А у них свобода, делай, что хочешь.

Какая свобода? Свобода бывает для чего-то или от чего-то. Надо же что-то знать, уметь, и тогда ты будешь свободен. А если ты ничего не умеешь, ничего не знаешь, как же ты будешь свободен?

Я не раз убеждался в своей исследовательской практике, что известные мировые художники прошлых времён знали закономерности и принципы композиции в искусстве. Это видно в их работах, что они знали то, что сейчас у нас подаётся лишь фрагментарно. Я обнаружил эти принципы композиции и затем проследил их во многих великих работах прошлых столетий.

Откуда они это знали? Это нарабатывается опытом, чутьём, ощущениями, или есть ещё какие-то способы?

Ощущения важны, опыт важен, но какие-то принципы им передавались от учителей.

Очевидно, что передавались какие-то конкретные знания, законы в скульптуре, в архитектуре, композиции. Законы композиции были, потому что, если бы их не было, не было бы сильных крепких композиций. Что такое композиция? От латинского слова «композицио» — воссоединять. Вопрос: что воссоединять? Разные уровни жизни в одном произведении в зависимости от идеи. Мне удалось раскрыть эти уровни, и каким способом эти уровни связываются между собой языком композиционной пластики. Композиция — это синтез психологии, философии, пластики, колорита, формы, мировоззрения, графики, построения. Это полноценное выражение идей художника, но эта идея и её выражение полностью представляют собой модель мира.

Может ли человек раскрыть свою индивидуальность сам по себе, или обязательно нужен учитель?

Конечно, нужен учитель. Не преподаватель, а именно учитель, который ведёт человека, даёт ему какие-то задания, видит и раскрывает его способности.

Я познакомился со своим учителем Николаем Николаевичем Писанко, когда мне было 18 лет. Я был на первом курсе в художественном институте, а он приехал читать лекции в институте по проблемам колорита в живописи, но наша профессура сделала так, чтобы студенты ничего не знали об этих лекциях. А я интуитивно почувствовал, что мне надо с ним познакомиться. Сначала никак не получалось. А тут, как говорится, Бог дал, я шёл в институт и вижу, стоит человек у входа после лекций. Я почувствовал, что это он. Я подошёл к нему и попросился к нему в ученики. Он был очень простой, мы с ним разговорились, у нас постепенно завязались дружеские и творческие отношения ученика и учителя.

Как долго вы продолжали общаться с ним и учиться у него?

36 лет. Мой учитель не только открывал мне тайны искусства, но и тайны жизни. Он очень глубоко знал жизнь. Он был намного старше меня. Он был очень мудрый и одновременно чистый, как ребёнок. Постепенно, не сразу он меня принял. Года три меня изучал, очень тонко, как я отношусь к жизни, к людям, к природе, ко всему, к искусству. Когда он понял, что я не халтурщик и не проходимец, что я искренне желаю быть в искусстве, он начал приближать меня к своим глубоким знаниям. Раньше же просто деликатно позволял с ним общаться. Но открываться он стал года через три. Я приезжал к нему и помогал ему: рубил дрова, чинил забор, красил лодку. Его это очень удивляло и трогало. Он меня не просил об этом, я сам это делал, потому что я по-человечески полюбил его. Я старался помочь, чем мог. Он был в хорошем смысле не от мира сего. Потом он давал мне творческие ориентации, говорил: «Подумай об этом, развивай в себе это и это.»

Благодаря общению с ним и моему творческому процессу, моё сознание росло, и у меня появлялось много новых творческих идей, которыми я делился с учителем. Он меня очень в этом поддерживал. К сожалению, не все люди способны замечать таких настоящих людей и могут пройти мимо. Я это называю «у людей нет императора внутри». Императора, который может почувствовать величие, значение в человеке, в котором оно есть. Иначе можно пройти мимо такого человека, как мой учитель. Его знали многие, но рядом оставались единицы.

Огромное значение — я в этом убедился на своём пути — в том, что должен быть человек, который поможет, направит, поддержит, объяснит вам в определённый период вашей жизни то, что будет способствовать раскрытию вашей индивидуальности. Должен быть живой человек, который тебя ведёт. Очень многое мне было дано моим учителем во время длительного общения со мной. Даже в какой-то незначительной фразе открывались удивительные знания, понимание жизни и искусства. Я всегда был очень внимателен к тому, что он мне говорит. Также очень многое зависело от моей индивидуальности, которая проявлялась в активном желании учиться.

Какие ценные ощущения даёт вам ваша деятельность? Что пробуждается внутри вас, когда вы занимаетесь этим делом? Ради чего вы это делаете?

Самое главное ощущение, когда работа осуществлена, это то, что кому-то это будет в радость, кто-то от этого станет духовно, душевно немного богаче. У меня нет ощущения, что я достиг чего-то невероятного. Я очень мало умею по сравнению с Богом. Тот может всё. Я же стараюсь сделать то, что могу. У меня есть потребность — созидать. Я не сижу и не думаю, что мне сегодня созидать, оно начинает проявляться само. Когда осуществляется какая-то работа, если она искренняя, в этот момент я не думаю, понравится ли она кому-то или нет. Я думаю только о том, что у меня есть потребность это выразить. Это мой смысл жизни.

* Махариши Махеш Йоги — индийский учитель и учёный, основатель всемирного движения Трансцендентальной Медитации.

Фото: витраж «Цветы Украины», нижняя станция фуникулёра в Киеве, Н. А. Шкарапута, архив автора

Просмотры (4233)

Украинский художник, исследователь и педагог. Окончил Киевский государственный художественный институт. Член Национального союза художников Украины. Автор многих произведений, в том числе монументальная роспись «Путями Вселенной», витражи «Движение к свету», посольство Венгрии в Киеве, «Цветы Украины», нижняя станция фуникулёра в Киеве.

Добавить комментарий

Ваш email адрес опубликован не будет.

*

Последние публикации в сфере Знания

Дух команды

Дух команды

Объединяющий дух компании становится иллюзорным, если мотивация компании — деньги. Основатель компании
Подняться вверх