Аюрведа о здоровье суставов 2

Аюрведа о здоровье суставов. Часть 2

˚ Здоровье/Методы

Если описанных ранее (см. статью Аюрведа о здоровье суставов. Часть 1) процессов и качеств вам оказалось недостаточно для понимания того, как происходит развитие болезней суставов, предлагаю исследовать этот вопрос вместе.

Итак, в наших суставах концентрируется жидкость, которая образуется в области верхних дыхательных путей, через синусы распространяется по телу и концентрируется в местах необходимой локализации. Это процесс постоянный, но имеющий тенденцию быть максимально сильно проявленным в детском и подростковом периоде, когда происходит активный рост организма, и уменьшаться к пожилому возрасту. Причём в возрасте после 60 – 66 лет интенсивность этого процесса снижается очень сильно. За счёт этого происходит старение организма.

Эта жидкость — густая, слизистая, неподвижная и холодная. Если человек ведёт малоподвижный образ жизни, то она ещё сильнее застаивается, не дойдя до места своего назначения, и образует пробки и застойные явления в лимфатической системе.

В противоположность слизи в организме активно образуется и действует принцип Ветра. Он образуется в толстом кишечнике и расходится по всему организму, обеспечивая ему подвижность, давая энергию для активной деятельности (на санскрите называемую «прана»), обеспечивая перемещение питательных веществ к клетке и выводя из неё продукты метаболизма. В следствие того, что этот принцип очень лёгкий и подвижный, он очень быстро накапливается в организме в избытке и распространяет свои качества на другие части тела. При этом, если он соединяется с токсинами, которые по своим качествам тяжёлые, густые, липкие, то этот тонкий ветер начинает искать подобие и соединяется со слизью в нашем организме, в частности с межсуставной жидкостью. Таким образом, тонкий ветер с токсинами накапливается в суставах и проявляет там свои качества — сухость, шероховатость, холод. В суставах на уровне физиологии проявляется тугоподвижность и развивается дегенеративный процесс: суставной диск начинает подсыхать, в нём появляются микротрещины, гладкость исчезает, при избыточном давлении на сустав жидкость начинает выдавливаться в свободное пространство, образуя протрузии и грыжи.

Ещё одной основополагающей причиной является привычный спазм мышц. Вследствие постоянных, избыточных физических или психологических нагрузок отдельные мышцы сокращаются и остаются в таком состоянии. Расслабиться самостоятельно они не могут. С одной стороны, этому может способствовать какая-то одна мысль, которая не даёт покоя человеку, с другой стороны, опять-таки тонкий Ветер уменьшает эластичность мышечных волокон, вследствие чего они с трудом скользят друг по другу. Так как нервные волокна присутствуют у нас именно в мышцах (в костях их практически нет и вообще нет в суставных сумках), то эти волокна, отправляя в мозг сигнал о длительном мышечном спазме, и вызывают ощущение боли.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что болевые ощущения вызывают именно мышечные спазмы.

Следующий момент проистекает из наиболее частого вопроса: если отложения солей нет, то что же хрустит в суставах? Ответ на этот вопрос уже дан, но его нужно увидеть. Для этого нужно посмотреть на спазм мышцы в другом ракурсе. Что есть спазм мышцы? Спазм – это длительное нахождение мышцы в сокращённом состоянии. Когда мышца сокращается, мышечные волокна заходят один за другой. Это подобно тому, как соединить две плоские расчёски зубцами друг к другу. При этом уменьшается длина мышцы и увеличивается её ширина. За счёт этого спазмированную мышцу легко найти по уплотнению в месте спазма. И чтобы вывести мышцу из этого состояния, её нужно либо растянуть, либо расплющить, либо расслабить. Расслабить же можно либо успокоением мыслительного процесса, убрав психосоматическую причину спазма, либо хорошо прогрев мышцу. Все мы любим тепло за его расслабляющий эффект.

Также, именно это положение волокон спазмированной мышцы, при резком её расслаблении (например, если её резко растянуть, как это делают мануальные терапевты, или когда мы сами потягиваемся или скручиваемся), выходящие из зацепления мышцы издают щёлкающий звук.

В нашем теле есть мышцы большие и маленькие. Одни заметны, другие нет. К примеру, есть большое количество мышц длиной буквально по 1 см, но имеющих очень большую роль в нашем здоровье. Это мышцы, которые соединяют наши позвонки в позвоночник. Они расположены крест-накрест с двух сторон позвоночника, осуществляя закрепления позвонков. Сила давления этих мышц равна силе расширения жидкости в межпозвоночном диске. За счёт этого создаётся гармония работы нашего центрального стержня. Если сила давления мышц из-за их постоянного спазмирования будет больше, чем у силы расширения межпозвоночного диска, то диск будет регулярно сплющиваться. Если к этому добавить действие избыточного тонкого Ветра, запускающее процесс подсыхания жидкости в диске, то в один прекрасный момент в месте выпячивания диска, из-за избыточного давления, появится трещинка, через которую из диска начнёт вытекать жидкость, создавая тем самым из протрузии позвоночную грыжу.

Если вы внимательно следите за мыслью, то, думаю, уже поняли, что позвоночные протрузии и грыжи не являются причиной боли. Более того, если внимательно посмотреть на рисунок позвоночника, то можно заметить, что межпозвоночный диск находится значительно выше того места, где из позвоночника выходят нервные корешки. И для того, чтобы появившаяся грыжа надавила на нервный корешок, нужно либо, чтобы эта грыжа была очень большая, либо чтобы было очень сильное воздействие на позвоночник, которое повлечёт за собой сильное смещение позвонков.

Что же с этим всем делать? Как устранить проблему?

В первую очередь нужно сделать две вещи: максимально устранить избыточную нагрузку на мышцы и суставы (а это тяжёлая физическая или умственная работа, психологические проблемы и т.д.), и, максимально очистить организм от токсинов.

О том, как решать первую задачу, я думаю, вы догадываетесь сами. Я лишь процитирую один из классических текстов Аюрведы, в котором автор говорит, что не стоит заниматься трудом (как физическим, так и умственным) до тех пор, пока человек не выздоровеет.

Для очистки организма от токсинов есть рекомендация, состоящая из двух частей. К первой части относится необходимость привести в нормальное качество процесс переваривания пищи, т.к. именно не до конца переваренная пища и является теми эндогенными токсинами, которые отравляют наш организм. Если пища переваривается качественно, то токсины не образуются, а те, которые образовались, также перевариваются и выводятся. Кроме того, Аюрведа рекомендует питаться наиболее лёгкой для переваривания пищей. Это, в первую очередь, свежеприготовленная, горячая пища состоящая из зернобобовых, с добавлением умеренного количества масла, согревающих и облегчающих переваривание пряностей и специй, а также с добавлением тушёных овощей.

Вторая часть — это нормализация работы выделительной системы, так как если наша выделительная система даёт сбои, и продукты метаболизма застаиваются в толстом кишечнике, то они всасываются оттуда в кровь и отравляют наш организм.

Недопереваренная пища (в Аюрведе — «ама») имеет консистенцию, похожую на тесто. Она серовато-белёсая, холодная и липкая. Всасываясь в кишечнике, она распространяется по организму током крови и застревает в клеточных мембранах. Так как она липкая, то отклеить её от клетки и вернуть в кишечник для эвакуации достаточно трудно. Я думаю, вы поняли, что все чистки, которыми наводнена сеть, тут не помогут ни в коем случае. Чистка поможет очистить кишечник от того, что в нём уже есть, она может помочь убрать застой, если он не чрезмерный (например, не стоит чистить желчный пузырь слепым зондированием, если застой желчи уже привёл к образованию камней или твёрдых сгустков). Но вывести токсины на клеточном уровне вам не поможет никакая популярная чистка. В Аюрведе для этого есть один мощный и очень сложный процесс, называемый «Панчакарма». Он включает в себя комплекс из специальных процедур по промасливанию, прогреванию организма для отделения токсинов от клетки и выведению в кишечник, а затем по выведению их из организма.

Первое и главное правило, которое нам рекомендует Аюрведа для облегчения состояния суставов в домашних условиях, — это промасливание и согревание как проблемной области, так и всего тела. Именно масляная форма наиболее близка по качествам к суставной жидкости. Масло, глубоко впитываясь в ткани, способствуют восстановлению объёма жидкости в суставе.

Если это не просто растительное масло (в идеале — кунжутное), а сложносоставное лекарственное аюрведическое масло, имеющее в составе отвары большого спектра лекарственных трав, то такое масло более активно способствует устранению основных причин: согревает, расслабляет мышцы, делает их более эластичными, наполняет сустав жидкостью, способствует зарастанию трещин. На помощь к наружным средствам добавляются травяные составы, включающие в себя растения, действие которых направленно на успокоение образование тонкого Ветра в организме, улучшающие качество переваривания пищи, способствующие перевариванию токсинов и улучшающие работу суставов.

Если проблема с суставом включает в себя воспалительный процесс или опухание, то вначале нужно снять воспаление или опухлость, а затем лечить сустав.

В случае с воспалением, Аюрведа говорит о необходимости уменьшения избыточного огня в суставе. Для этого можно использовать масла с охлаждающим и противовоспалительным эффектом, а также травы с противовоспалительным эффектом.

При наличии опухлости масла применять нельзя. В данном случае применяются припарки их травяных паст. Например, можно взять порошок имбиря, сделать из него пасту и наложить на проблемную зону. В идеале используются специальные комплексы аюрведических трав.

Наиболее сильный лечебный эффект для исцеления суставов даёт соединение очистительных аюрведических процедур со специальными процедурами, направленными непосредственно на суставы. К ним относятся: «грива басти», «кати басти», «лепа», «пинда сведана».

Кати басти и грива басти — это процедуры, которые заключаются в глубоком промасливании и прогревании проблемной зоны. Вокруг проблемной зоны возводятся стенки колодца из теста, в который наливается сильно прогретое специальное аюрведическое лекарственное масло. Когда масло остывает, оно выбирается, и на его место наливается новое. Длится такая процедура примерно 40 минут.

Лепа — это процедура, которая заключается в нанесении специальной лечебной пасты на проблемную зону.

Пинда-сведана — это процедура, заключающаяся в активном массаже тела и проблемной зоны специальными горячими мешочками, в которых содержатся особые лекарственные травы, либо предварительно сильно распаренные, либо свежеприготовленные в масле.

Если данные процедуры и другие процедуры Аюрведы выполняются в комплексе с рекомендациями по диете и приёмом трав, устраняющих токсины их организма, то такая терапия в состоянии вылечить и убрать причины широкого спектра болезней опорно-двигательного аппарата.

Просмотры (773)

Врач Аюрведы, руководитель одесского Центра Аюрведы "Аюр-Лока", лектор, публицист, автор книги по Аюрведе, мастер Джун Юань Цигун, обучался Аюрведе у доктора Рагхунадха Редди (Индия), цигун у мастера Сюй Мин Тана (Китай).

5 Комментариев

Добавить комментарий

Ваш email адрес опубликован не будет.

*

Последние публикации в сфере ˚ Здоровье

Концепция «Трёх Доша»

Концепция «Трёх Доша»

В Аюрведе все процессы, протекающие в теле человека, описаны лаконичной концепцией «Трёх
О мужском и женском

О мужском и женском

Будет ли эффективен мужчина, наполнивший себя женскими качествами? Будет ли здорова и
Гнев и контроль над ним

Гнев и контроль над ним

В наши дни проблема бесконтрольного гнева велика. Представляем метод контроля гнева через
Я уколов не боюсь?

Я уколов не боюсь?

Я настолько боюсь современной системы медицины, что предпочитаю не подходить к ней
Подняться вверх